КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от
греч. kritike — суждение, искусство разбираться, судить) — одна из составных
частей литературоведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей
и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного
творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения
действительности, анализом классического литературного наследия, К. л.— в
отличие от них — оценивает главным образом современное литературное развитие,
истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.
Определяя
идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной
литературно-художественной продукции, К. л. исходит прежде всего из задач,
стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то
или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его изъяны, К. л.
обосновывает свои объективные выводы, исходя из своего понимания значимости его
содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны.
Произведение искусства,
которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку
эстетического удовольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует
на эстетическое чувство,— такое произведение не может быть признано подлинно
художественным.
Неразрывное единство формы
и содержания, их соответствие — один из важнейших критериев оценки
произведения искусства, в том числе и литературы.
Своими корнями история К.
л. уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились
одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа
думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были,
в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности К. л. формируется
как относительно самостоятельная отрасль творчества.
В последующие века К. л.
неуклонно расширяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой
воздействия на общественное сознание. В этом отношении показательна роль, которую
играли в идейной жизни XVIII столетия Лессинг в Германии, Дидро во Франции.
Исключительно плодотворное влияние на народно-освободительное движение в России,
на формирование передовых общественных воззрений, на становление и развитие
реализма в русской литературе XIX века оказали В. Г. Белинский, Н. Г.
Чернышевский, Н. А. Добролюбов, их соратники и преемники,
Добролюбов и другие
демократы-«шестидесятники» провозгласили в противовес эстетической критике
(Дружинин, Боткин, Анненков), которая проповедовала так называемую теорию
«искусства для искусства», задачу проверки литературы жизнью. «Реальная
критика», исследуя литературу, выносила приговор самой жизни, запечатленной
писателем. К. л. подвергала тщательнейшему анализу социальные процессы, рассматривала
типические явления, ситуации, коллизии, опираясь на правдивые свидетельства,
содержащиеся в произведениях писателей-реалистов. С этих позиций были разобраны,
например, «Обломов» И. А. Гончарова, «Гроза» А. Н. Островского, романы И. С.
Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, К. л., с которой выступали
русские революционные демократы, ближайшие предшественники социал-демократии,
носила откровенно и целеустремленно публицистический характер. |