| Главная » ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ"
Давайте прежде всего познакомимся с видами информации в
художественном тексте. Известный современный лингвист И.Р. Гальперин выделил
три вида нформации: концептуальную, фактуальную и подтекстовую. Поговорим о
каждой из них.
Когда автор приступает к созданию литературного
произведения, он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства.
Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его
мировоззрение, его "личность" в широком смысле слова. Все это и
составляет концептуальную информацию. Этот вид информации получил свое название
от слова кон
...
Читать дальше »
|
Есть такая знаменитая книга: "От двух до пяти".
Корней Иванович Чуковский
написал ее в стремлении разобраться, как же все-таки ребенок научается
говорить. И вот вопрос: почему одни дети смеются, когда им читают Ехала деревня мимо мужика... или Свинки замяукали..., а другие нет?
Чуковский выяснил, что смеются только те дети, которые точно знают, как
правильно. Совсем маленькие не понимают, "что здесь смешного". Потому
что они еще "не знают, что лед бывает только зимой, что холодной кашей
невозможно обжечься, что кошка не боится мышей, что немые не способны кричать
"караул" и т.д.".
...
Читать дальше »
|
В рассказе А. Чехова "Попрыгунья" Ольга
Ивановна так представляет своему обществу одного из гостей: Василий Васильич, барин, помещик,
дилетант-иллюстратор...
Скажите,
похвалила хозяйка Василия Васильича, назвав его дилетантом, или наоборот? Для
того чтобы ответить на этот вопрос, сравните приведенные ниже толкования слова дилетант.
Дилетантство
(дилетантизм)
...
Читать дальше »
|
Термин скважина
появился так. Когда стали изучать, как люди читают — что помогает, а что мешает им понимать текст, то заметили, что
в тексте есть некоторые "пустые" в информационном отношении места,
своего рода смысловые пробелы, "дырки", которые подразумевают, что
читатель что-то хорошо знает и без объяснений.
Ученый Н.И. Жинкин обнаружил, что разрывы существуют между
предложениями и в этих разрывах содержится та информация, которую читатель уже
имеет (или должен, по мнению автора, иметь). Содержание читаемого текста
становится понятным только тогда, ко
...
Читать дальше »
|
Прочтите стихотворение Афанасия Фета и попробуйте
ответить, какое сообщение героиня передала любимому.
Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник, —
У дыханья цветов есть понятный язык:
Если ночь унесла много грез, много слез,
...
Читать дальше »
|
Помните ли вы в романе А.С. Пушкина "Евгений
Онегин" встречу Онегина и Татьяны после того, как он прочитал ее письмо?
Напомним, каким "советом" заканчивается монолог Онегина:
Учитесь
властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
...
Читать дальше »
|
Когда мы говорим или пишем, то нам важен только сам
смысл, само сообщение. Сообщение же передается только предложением или даже
целым текстом. Ни отдельные слова, ни части слов, ни тем более звуки или буквы
делать этого не могут.
Так в обычной речи. В художественном же языке всё
по-другому. В нем значимо всё.
Как это понимать? На живом примере это объяснил знаменитый
русский ученый-филолог
...
Читать дальше »
|
Прочитайте стихотворение Анны Ахматовой.
Не бывать тебе
в живых,
Со снегу не
встать.
Двадцать
восемь штыковых,
...
Читать дальше »
|
В искусстве содержанием становится все, всякий элемент
формы. Поэты не устают искать новые возможности выражения смысла - необычные, яркие, запоминающиеся. А
что прежде всего "бросается в глаза", когда мы открываем книгу
стихов? - Конечно, вид и
расположение строк: двустишия или четверостишия, длинные строки или короткие,
"лесенка" (как у В. Маяковского) или что-то совсем необычное... Еще
в XVII веке Симеон Полоцкий - один
из зачинателей русской поэзии и драматургии
...
Читать дальше »
|
Включение зрительных, слуховых и других ощущений может
оказаться прямо необходимым для понимания идеи текста. Разберем такой случай.
В рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
герои попадают в плен к татарам.
Прочитайте
отрывок из повести, в котором рассказывается, что было после того, как Жилина
взяли в плен.
...
Читать дальше »
|
Заглавие - это первое, с чем встречается
читатель, с чего начинается у него знакомство с книгой. Когда-то давно, в XVI—XVIII веках, заглавия строились
так, чтобы кратко передать содержание всего произведения. Вот пример. Книга
Даниеля Дефо, которую мы привыкли называть "Приключения Робинзона
Крузо" или просто "Робинзон Крузо", на самом деле имеет гораздо
более длинное заглавие: "Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения
Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в по
...
Читать дальше »
|
О "странности" языка художественной
литературы
Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет
свои, очень специфические, законы,
свой язык, без знания которого нельзя
правильно прочитать художественный текст (в самом прямом смысле, как без
знания китайского нельзя прочитать книгу на китайском).
...
Читать дальше »
|
В начале внимательно прочитайте примеры из стихотворений
разных поэтов.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
(А. Пушкин.)
Ночью грустно. От огней
Иглы тянутся лучами.
...
Читать дальше »
|
У поэта Беллы Ахмадулиной есть стихотворение, которое
посвящено... очень сложно сказать, чему и кому. Формально, на первый взгляд, — одному дню жизни, одному утру, одному
из арбатских переулков - Хлебному
переулку, Москве...
Начало стихотворения:
Как никогда, беспечна и добра,
...
Читать дальше »
|
Закройте глаза и представьте себе морской прибой.
Представили? Откройте глаза.
Если теперь вы попробуете рассказать приятелю, что именно
"увидели", то есть как выглядит морской прибой, на что он похож, то
картинки у вас и у вашего приятеля будут разные.
Поэты тоже видят прибой каждый по-своему. Примеры, которые
мы вам предлагаем, взяты из книги В.П. Григорьева "Поэтика слова"
(М.,
...
Читать дальше »
|
Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой.
Мне на ухо поэты нашептали
Созвучья для созвучья самого,
Но думается мне, что у Шампани
Нет общего с шампунью ничего.
...
Читать дальше »
|
Найдите рифмы в отрывке из стихотворения В. Брюсова
(сборник "Опыты").
Я печален, блуждаю меж знакомых развалин,
Где, давно ли, рыдал я от ласкательной боли!
Камни те же, и тот
же ветер медленный, свежий,
...
Читать дальше »
|
Прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского
"Конец осенней сказки":
Неустанно ночи длинной
Сказка черная лилась, &nbs
...
Читать дальше »
|
Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое
начинается словами Какая грусть!...
Что вы почувствовали сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину,
которую описывает поэт.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
...
Читать дальше »
|
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского "Топилась
печь. Огонь дрожал во тьме...".
Топилась печь. Огонь дрожал во
тьме.
Древесные угли чуть-чуть искрились.
...
Читать дальше »
|
Прочитайте и сравните два фрагмента. Первый - начало стихотворения А. Фета,
которое названия не имеет (вернее, называется по первой строке). Второй - из стихотворения Б. Пастернака
"Марбург".
1. Любо мне
в комнате ночью стоять у окошка в потемках,
...
Читать дальше »
|
Встречаются, хотя и редко, произведения, целиком построенные
на эпитетах-определениях. Таково стихотворение поэта Серебряного века Николая
Минского "Волна". Попробуйте, читая его, представить себе целостный
образ волны (то есть какая же она все-таки в конечном итоге?), а потом
подумайте, о волне ли это стихотворение. Может быть, под волной здесь
подразумевается что-то иное?
Волна
Нежно-бесстрастная,
...
Читать дальше »
|
Прочитайте один из эпизодов приключений Алисы в Стране
Чудес.
Увидев Алису, все бросились к ней, но она пустилась
наутек и вскоре оказалась в дремучем лесу.
- Прежде
всего нужно принять свой прежний вид, -сказала
Алиса, пробираясь меж деревьев. -
А потом -
...
Читать дальше »
|
Задание 18
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова невероятно или невероятный.
Ответ
...
Читать дальше »
|
Задание 21
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слово насторожился.
Ответ
В этом предложении будет
сказано о том, что кого-то что-то обеспокоило, насторожило и он мобилизовал
свое внимание.
...
Читать дальше »
|
Продолжите предложение:
Никогда не должно отвергать кающегося преступника:...
Ответ
... с отчаяния он может сделаться еще
вдвое преступнее (М. Лермонтов).
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Они встретились взглядами и чутьем поняли друг друга:
барин де завалился спать, можно и заглянуть кое-куда.
Ответ ученика
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще
на десять минут.
Один из возможных ответов
Может быть, это погоня, а может быть, произошло или может
произойти страшное, роковое событие, которое хочет предотвратить всадник.
Поэтому он мчится туда на кон
...
Читать дальше »
|
"Расшифруйте" предложение.
Я привык, чтобы на меня
кричали, но было неприятно, что эта дама тоже кричит.
Ответ ученика
Кто-то (мужчина, или юноша, или
подросток) находится постоянно в униженном состоянии (
...
Читать дальше »
|
Перед вами набор предложений. Составьте из них текст.
Он попросил извозчика быстрее
ехать к театру.
"Вы шутите?" -
...
Читать дальше »
|
|
| |