Четверг, 19.05.2022, 01:58





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Сентябрь » 7 » НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
10:15
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — свойственная русской на­родной песне стиховая система, в которой стиховые границы совпадают со смысловыми и отличие от прозы заключается в синтаксисе, допускающем членение на сходные фразовые единицы — предложения и обособляемые в произношении сло­ва и словосочетания внутри предложения, по величине и ин­тонации (понижение к концу выдоха) соответствующие нор­мальному дыханию. В каждой такой единице — два фразовых акцента — первый высокий и второй низкий, чередо­вание которых создает мелодический ритм и служит основой напева, но воспринимается и в простом чтении, хотя народно-песенная акцентуация несколько отклоняется от речевой: не все словесные ударения несут фразовые акценты, с дру­гой стороны, эти акценты, особенно низкие, могут падать на безударные слоги, в пении ударения иногда перемещаются (например, молодой вместо молодой). Длительность и число слогов в этих фразовых единицах могут меняться, но в песнях плясового характера ритм выравнивается. Наиболее типичный размер (стих былин и протяжных песен) состоит из двух единиц-полустиший, во втором из них низкий акцент стоит на последнем слоге и отделен от высокого чаще всего одним сло­гом (что при безударности последнего слога создает впечат­ление «дактилического окончания»), реже двумя или тремя, первые полустишия более разнообразны:

Жил Святослав девяносто лёт,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милое.

Молодой Вольга да Святославович.

Стал Вольга растёть-матерёть,

Похотелося Вольгё много мудростей;

Щукой-рыбою ходить ему во синиих морях,

Птицей-соколом летать Вольге под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Наличие ритмического акцента на последнем безударном слоге проявляется иногда в характерных для Н. с. рифмах на этом слоге:

Пёрьвой город и Гурцовец,

Другой город Ореховец,

Третий город Крестьяповец.

В других жанрах возможны другие формы стиха, состоя­щие из большего числа фразовых единиц или из одной единицы, с иными окончаниями — без промежуточных слогов между акцентами, что внешне сходно с женскими окончаниями («Эй, ухнем!»), с безударными слогами после низкого акцента, что можно считать настоящим женским окончанием («Во поле берёзка стояла»). Во всех случаях размер стиха заключается в постоянном мелодическом рисунке, на который могут быть спеты или сказаны все строки текста.

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1088 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0