ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
— вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного
(до развития письменности). В этом широком смысле литература, хотя
представление о ней связано прежде всего с письменностью (лат. littera —
буква), включает в себя и устное народное творчество. В центре литературы (как
и вообще искусства) стоит изображение
человека во всей полноте его материальной и духовной жизни в общественном
процессе развития. М. Горький предлагал назвать литературу человековедением.
Следует при этом иметь в
виду, что писатель не просто воспроизводит окружающую его человеческую жизнь.
Он рисует ее в свете тех общественных идеалов, которые отстаивает, за которые
борется, стремится создать, так сказать, образ Человека с большой буквы, как он
его понимает.
Создавая свои образы
прежде всего при помощи слова, писатель получает возможность охватить все сферы
и стороны действительности, доступные слову, как во внешнем, так и во
внутреннем мире человека. Если в других видах искусства художник может
достигнуть большей ощутимости и зримости изображения явлений жизни, то в Л. х.
писатель располагает возможностью всесторонне показать в человеке и то, что не
может увидеть зритель на картине или слушатель в театре, представить действие,
длящееся во времени (см. Время в литературе), и может переносить действующих
лиц своего произведения в различные эпохи и в любые города и страны, в том
числе и в сказочные, фантастические.
При всей конкретности
изображения человека в Л. х. оно тем не менее имеет в своей основе условный
характер (см. Условность), поскольку писатель не прямолинейно воспроизводит ту
или иную человеческую личность, встреченную им в жизни, но отбирает характерные
для человека данного типа черты, отбрасывает случайные, усиливает то, что ему
представляется наиболее существенным, соотносит со своими идеалами
человеческого поведения, вносит в изображение элементы вымысла. Читатель отдает
себе отчет в том, что именно такого человека в действительности не
существовало, но понимает, что он мог существовать. Степень условности
различна в зависимости от художественного метода (см.), каким пользуется
писатель.
Многообразие общественного
процесса и разнообразие проявлений в нем человека во всем различии его
поступков и переживаний, естественно, определяют и многообразие различных родов
и видов литературного творчества (см.) от эпопеи (см.) до краткого лирического
стихотворения в несколько строк, не говоря уже о том, что это же многообразие
определяет то различие, которое обретает Л. х. в зависимости от особенностей
жизни каждой народности, ее национального своеобразия, исторической обстановки,
в которой она развивается, и пр.
С другой
стороны, народы общаются
между собой, тем самым и их литературы взаимодействуют,
влияют друг на друга, в них возникают общие черты, происходит процесс
формирования мировой литературы (см.). Все это определяет бесконечное
разнообразие литературных форм, складывающихся в процессе развития мировой
литературы в целом и в различных ее национальных формах у каждого народа (см. Литературный
процесс).
Это разнообразие прежде
всего проявляется в языке Л. х. Изображение человека как личности, как
определенного характера (что является одной из основных задач литературы)
естественно предполагает передачу присущих ему языковых особенностей, связанных
с различными особенностями его жизни. Тем самым в круг языкового зрения
писателя входят самые различные пласты языка — от торжественной речи на
собрании до шутливой домашней беседы. А так как в литературных произведениях
выступают в сложных взаимодействиях десятки, а иногда и сотни людей, каждый из
которых говорит своим, индивидуально ему присущим языком (у Давыдова в «Поднятой
целине» М. Шолохова свой язык, а у деда Щукаря — свой), литература в этом
смысле характеризуется многоголосием, включающим в себя монологические, диалогические
и пр. формы речи. Тем самым в Л. х. находит богатое отражение и выражение язык
народа в самых различных областях его жизни.
Наряду с языком персонажей
существенное значение имеет авторская речь, в которой даются описания людей,
событий, обстоятельств жизни, портреты действующих лиц, пейзажи и пр. Вместе с
тем авторская речь содержит в себе и авторскую оценку изображаемого, прямо или
скрыто выраженную в произведении, как бы подсказывающую читателю, как ему
следует относиться к тому или иному персонажу или событию. Иногда писатель
передает повествование тому или иному действующему лицу, рассказчику, сохраняя
живые особенности именно его речи (так называемый сказ), иногда вводит лирические
отступления (см.).
Если в произведении нет
прямых соотнесений повествования с речью определенного персонажа, то за
авторской речью мы ощущаем ее носителя, того, кто рассказывает нам о людях и
событиях, перед нами возникает образ повествователя (см.) с его отношением ко
всему тому, о чем он рассказывает. Он еще более усиливает оценочную сторону
произведения, т. е. характер отношения к тому, о чем в нем рассказано, поскольку
чаще всего перекликается с идейными позициями писателя (хотя было бы неверно отождествлять
повествователя с писателем).
Далее, существенное
значение в создании литературного произведения имеет сюжет (см.), хотя в
отличие от языка он выступает не во всех родах Л. х. (например, сюжета может не
быть в лирике, некоторых видах очерка). Значение сюжета в том, что он позволяет
писателю обрисовать человека не только путем его собственной речи или
авторского описания, но показывая его дела, поступки, которые он совершает и
которые проясняют его характер. Вместе с тем в сюжете отражаются характерные
для общественного процесса конфликты, обстоятельства жизни, формирующие
человека, дается история жизни человека (в той или иной мере), в которой сложился
именно такой, как у него, характер, показываются его взаимодействия с другими
людьми.
Естественно, что Л. х.
говорит не только о современности, окружающей человека. Тщательно изучив
прошлое, писатель может и его воссоздать в своих произведениях, ввести своего
читателя в события исторического развития жизни или стремится показать будущее
(см. Фантастика), о чем бы он ни писал, главное внимание он уделяет тому, что
волнует его современников, воспитывая и готовя своего читателя принять участие
в развитии жизненного процесса» В особенности велико в этом отношении значение
литературы социалистического реализма (см.), стоящей на позициях
коммунистической партийности.
Именно поэтому Л. х.
занимает огромное место в общественной жизни среди других форм идеологической
деятельности человека. |