Суббота, 10.12.2016, 05:57

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [53]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Сентябрь » 7 » ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
10:51
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — вид искусства, отра­жающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В этом широком смысле лите­ратура, хотя представление о ней связано прежде всего с письменностью (лат. littera — буква), включает в себя и устное народное творчество. В центре литературы (как и вообще искусства)  стоит изображение человека во всей полноте его материальной и духовной жизни в общественном процессе развития. М. Горький предлагал назвать литературу человеко­ведением.

Следует при этом иметь в виду, что писатель не просто воспроизводит окружающую его человеческую жизнь. Он ри­сует ее в свете тех общественных идеалов, которые отстаи­вает, за которые борется, стремится создать, так сказать, образ Человека с большой буквы, как он его понимает.

Создавая свои образы прежде всего при помощи слова, писатель получает возможность охватить все сферы и сторо­ны действительности, доступные слову, как во внешнем, так и во внутреннем мире человека. Если в других видах искусства художник может достигнуть большей ощутимости и зримости изображения явлений жизни, то в Л. х. писатель располагает возможностью всесторонне показать в человеке и то, что не может увидеть зритель на картине или слушатель в театре, представить действие, длящееся во времени (см. Время в лите­ратуре), и может переносить действующих лиц своего произ­ведения в различные эпохи и в любые города и страны, в том числе и в сказочные, фантастические.

При всей конкретности изображения человека в Л. х. оно тем не менее имеет в своей основе условный характер (см. Условность), поскольку писатель не прямолинейно воспроиз­водит ту или иную человеческую личность, встреченную им в жизни, но отбирает характерные для человека данного типа черты, отбрасывает случайные, усиливает то, что ему представ­ляется наиболее существенным, соотносит со своими идеала­ми человеческого поведения, вносит в изображение элементы вымысла. Читатель отдает себе отчет в том, что именно та­кого человека в действительности не существовало, но пони­мает, что он мог существовать. Степень условности различна в зависимости от художественного метода (см.), каким поль­зуется писатель.

Многообразие общественного процесса и разнообразие проявлений в нем человека во всем различии его поступков и переживаний, естественно, определяют и многообразие раз­личных родов и видов литературного творчества (см.) от эпо­пеи (см.) до краткого лирического стихотворения в несколь­ко строк, не говоря уже о том, что это же многообразие опреде­ляет то различие, которое обретает Л. х. в зависимости от особенностей жизни каждой народности, ее национального своеобразия, исторической обстановки, в которой она разви­вается, и пр.

С  другой  стороны,  народы  общаются   между  собой,  тем самым и их литературы взаимодействуют, влияют друг на друга, в них возникают общие черты, происходит процесс формирования мировой литературы (см.). Все это определяет бесконечное разнообразие литературных форм, складывающих­ся в процессе развития мировой литературы в целом и в раз­личных ее национальных формах у каждого народа (см. Ли­тературный процесс).

Это разнообразие прежде всего проявляется в языке Л. х. Изображение человека как личности, как определенного харак­тера (что является одной из основных задач литературы) естественно предполагает передачу присущих ему языковых особенностей, связанных с различными особенностями его жиз­ни. Тем самым в круг языкового зрения писателя входят са­мые различные пласты языка — от торжественной речи на собрании до шутливой домашней беседы. А так как в лите­ратурных произведениях выступают в сложных взаимодей­ствиях десятки, а иногда и сотни людей, каждый из которых говорит своим, индивидуально ему присущим языком (у Да­выдова в «Поднятой целине» М. Шолохова свой язык, а у деда Щукаря — свой), литература в этом смысле характеризуется многоголосием, включающим в себя монологические, диало­гические и пр. формы речи. Тем самым в Л. х. находит богатое отражение и выражение язык народа в самых раз­личных областях его жизни.

Наряду с языком персонажей существенное значение име­ет авторская речь, в которой даются описания людей, собы­тий, обстоятельств жизни, портреты действующих лиц, пейзажи и пр. Вместе с тем авторская речь содержит в себе и автор­скую оценку изображаемого, прямо или скрыто выраженную в произведении, как бы подсказывающую читателю, как ему следует относиться к тому или иному персонажу или собы­тию. Иногда писатель передает повествование тому или ино­му действующему лицу, рассказчику, сохраняя живые осо­бенности именно его речи (так называемый сказ), иногда вводит лирические отступления (см.).

Если в произведении нет прямых соотнесений повество­вания с речью определенного персонажа, то за авторской ре­чью мы ощущаем ее носителя, того, кто рассказывает нам о людях и событиях, перед нами возникает образ повествователя (см.) с его отношением ко всему тому, о чем он рассказывает. Он еще более усиливает оценочную сторону произведения, т. е. характер отношения к тому, о чем в нем рассказано, посколь­ку чаще всего перекликается с идейными позициями писателя (хотя было бы неверно отождествлять повествователя с пи­сателем).

Далее, существенное значение в создании литературного произведения имеет сюжет (см.), хотя в отличие от языка он выступает не во всех родах Л. х. (например, сюжета может не быть в лирике, некоторых видах очерка). Значение сюжета в том, что он позволяет писателю обрисовать человека не только путем его собственной речи или авторского описания, но по­казывая его дела, поступки, которые он совершает и которые проясняют его характер. Вместе с тем в сюжете отражаются характерные для общественного процесса конфликты, обстоя­тельства жизни, формирующие человека, дается история жиз­ни человека (в той или иной мере), в которой сложился имен­но такой, как у него, характер, показываются его взаимодей­ствия с другими людьми.

Естественно, что Л. х. говорит не только о современности, окружающей человека. Тщательно изучив прошлое, писатель может и его воссоздать в своих произведениях, ввести своего читателя в события исторического развития жизни или стре­мится показать будущее (см. Фантастика), о чем бы он ни пи­сал, главное внимание он уделяет тому, что волнует его совре­менников, воспитывая и готовя своего читателя принять уча­стие в развитии жизненного процесса» В особенности велико в этом отношении значение литературы социалистического реализма (см.), стоящей на позициях коммунистической пар­тийности.

Именно поэтому Л. х. занимает огромное место в общест­венной жизни среди других форм идеологической деятель­ности человека.

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 483 | Добавил: admin | Теги: литературные определения, памятка по литературе, урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0