МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, или творческий,—
одно из важнейших понятий литературоведения. Оно обозначает наиболее общие
особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво
повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные
течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм,
романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде
всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению
действительности.
М. х. складывается в
определенных исторических условиях — писателей, приверженцев данного метода,
объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не
отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего
сюжета. Стиль (см.) писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с
М. х., которого придерживается писатель.
Многообразие исторической
жизни общества порождает и многообразие проявлений М. х., поэтому в одно и то
же время могут существовать и различные М. х. в зависимости от взгляда
художника на задачи искусства.
Реалистическим М. х.
свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и
обращение к условным формам, например, в сатире), в романтических резче сказывается
субъективная позиция художника,
придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки
зрения две картины: Делакруа «Свобода на баррикадах» (1831) и Сурикова «Утро
стрелецкой казни» (1881). Обе они связаны с реальными историческими событиями,
рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под
впечатлением событий июльской революции 1830 года в Париже. Суриков изображает
эпизод далекого прошлого — финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 году.
Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к
происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими
смысл событий. В центре картины — полуобнаженная зкенская фигура со знаменем,
один из цветов которого — красный — особенно контрастирует с темным фоном, где
угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с
оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На
заднем плане — отблески пожара, сквозь который видны выступы домов.
Подчеркнуто-условный образ главной героини — женщины, под которой подразумевается
сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их
страстного порыва вперед — все это отражает энтузиазм художника, ищущего
исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос
восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.
В центре внимания Сурикова
— народная трагедия. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма
Василия Блаженного,— толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти,
показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа
высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем
плане — гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре —
рыдающая женщина с ребенком, в лаптях,— стрельчиха, оплакивающая мужа, которого
ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые
бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте
истории. В этом основная историческая мысль художника.
В первой картине перед
нами изображение народа дано романтиком, во втором он нарисован реалистом. Оба
художника на стороне народа, но их картины различны по своему М. х.
Можно привести другой
пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными
методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон
потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго
«Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».
Изучение М. х. имеет большое значение и для понимания закономерностей
развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии
индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не
расходящихся с понятием М. х.: направление, течение, стиль, литературная школа,
литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность
существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран),
складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или
иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное
разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В нашем «Кратком
словаре...» мы говорим о М. х. как наиболее общем понятии, о направлениях и о
течениях как о его различных историко-литературных проявлениях и о школах и
группах как наиболее частных его формах. |