КОМЕДИЯ (от греч. komos —
веселая толпа и oide — песнь) — один из основных видов драмы, изображающий
такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. К. как особая
форма комического (см.) в литературе наиболее точно улавливает и передает его
важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру (см.). Отсюда
многокрасочность и разнообразие комедийных жанров: от развлекательных (фарс, интермедия,
водевиль) до «серьезных», содержащих в себе глубокую идейную задачу К.: сатирических
(«Тартюф» Мольера, «Ревизор» Гоголя), «высоких», по тону близких к драме («Горе
от ума» А. С. Грибоедова), лирических («Двенадцатая ночь» Шекспира, «Вишневый
сад» Чехова) и т. д.
Смех в К. достигается с
помощью действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях (что
в совокупности составляет комедийную интригу), а также диалога, в котором
важную роль играют остроумные реплики, каламбуры, либо произнесенные не к месту
слова и выражения, кажущиеся в устах данного персонажа нелепыми и смешными. В
зависимости от того, что в К. играет первую роль — комические ситуации или
изображения характеров,— различают К. «положений» и К. «характеров». В первой
источником смешного являются всякого рода нелепые стечения обстоятельств. К.
«характеров» сосредоточивает внимание
на различных недостатках людей, искажающих их человеческую сущность. В ней
персонажи изображаются более углубленно, интрига же выполняет особую роль,
являясь лишь одним из средств обрисовки человеческих характеров.
Однако в большинстве К.
сочетаются обе композиционные разновидности, что углубляет комедийные
характеры, разнообразит и расширяет саму палитру комического изображения. Это
наглядно демонстрирует гоголевский «Ревизор». С одной стороны, это типичная «К.
положений», основанная на цепи смешных недоразумений, из которых главная —
нелепая ошибка шести уездных чиновников, принявших за всемогущего ревизора
«елистратишку» и пустельгу Хлестакова. Она порождает множество комических
последствий. Но комический эффект, возбуждаемый различными нелепыми жизненными
положениями, далеко не исчерпывает содержания «Ревизора». Ведь сама ошибка
уездных чиновников кроется в неприглядных качествах их характеров — трусости,
душевной грубости, умственной ограниченности и т. д. Поэтому перед нами яркая
«К. характеров», точнее, К. реалистически выписанных социальных типов,
представленных в типических обстоятельствах.
Существуют также К.,
действие которых не содержит смешных ситуаций. Их называют поэтому «высокими».
В русской драматургии «высокой» К. должно быть в первую очередь названо «Горе
от ума» Грибоедова. В неразделенной любви Чацкого к Софье, составляющей
сюжетную основу этой К., нет ничего комического. Столь же серьезно звучат
обличительные монологи главного героя в адрес дворянско-крепостнической
России. Положение образованного и прогрессивно мыслящего Чацкого в обществе
Фамусовых и молчалиных драматично (недаром в нем справедливо видят человека, по
мировоззрению близкого к декабристам).
Советская К., наследуя
лучшие традиции русской и зарубежной классики, стремится сочетать непримиримую
критику недостатков, решительное отрицание отживающего с утверждением новых
общественных идеалов. Ярче всего это проявилось у В. В. Маяковского,
основоположника советской К., автора «Мистерии-буфф», «Клопа» и «Вани»,
беспощадно бичующих мещан, бюрократов и воплощающих красоту и человечность
социалистических идеалов общежития. О многообразии тематики, жанров,
стилистических приемов в советской многонациональной К. свидетельствуют
произведения В. П. Катаева («Квадратура круга»), Е. Шварца («Тень», «Дракон»,
«Голый король»), В. С. Розова («В добрый час!»), Н. Думбадзе («Я, бабушка,
Илико и Илларион») и мн. др. |