Четверг, 25.04.2024, 01:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Сентябрь » 7 » ОБРАЗ
10:05
ОБРАЗ
ОБРАЗ — основное понятие теории ли­тературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. В центре О. стоит изображение человеческой жизни, показываемой в пре­дельно индивидуализированной форме, но в то же время несу­щей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угады­вать за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа. Вымысел усили­вает обобщенное значение О. Обобщающее значение О. неот­делимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противо­речит ему. О. имеет благодаря этому эстетическое значение (см. Идеал эстетический).
Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещ­ным миром и пр., постольку для его изображения (индивидуа­лизированного, обобщенного и эстетического) писателю необхо­димо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обедненно и неестественно. Тем самым перед писателем встает задача показать человека в окружаю­щей его общественной, природной, вещной и пр. среде, в ко­торой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле О. представляет собой не только изображение человека (образ Евгения Онегина, например) — он является картиной челове­ческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя и все то, что его в жизни окружает. Поэтому мы можем определить О. как картину человеческой жизни, индивидуализированную, обобщенную, созданную при помощи вымысла и имеющую эстетическое значение. Следует при этом иметь в виду, что в конкретном художественном произведении человек показывается в ряде моментов своей жиз­ни, в пересечении со многими другими людьми, поэтому при изучении литературного произведения не всегда легко прямоли­нейно отделить один О. от другого, перед нами возникают различные стороны того или иного О., он встречается в раз­личных эпизодах одновременно с другими О. О. проявляется в произведении очень разносторонне. Проще всего говорить о нем в драматургии (см. Драма), где он, как правило, связан с реальным обликом персонажа, который на сцене и изобража­ется непосредственно артистом. В прозе (см.) он дан более слож­но, во взаимодействии с авторской речью (см. О. повествователя), в лирике (см.) перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление О., которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое (см.). В критике часто встреча­ется применение термина О. и в более узком и в более широком смысле слова. Так, часто любое красочное выражение, каждый троп (см.) называют О., напр.: «Я волком бы выгрыз бюро­кратизм». В таких случаях надо добавлять «словесный образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые вообще, как выше говорилось, присущи О. как картине чело­веческой жизни. Иногда говорят об О., имея в виду какую-либо конкретную деталь повествования — «образ скамейки» и т. п. В таких случаях и следует говорить об образной или художественной детали, а не об О. Наконец, О. иногда слишком расширяют, говорят об О. народа, О. родины. В этих случаях вернее говорить об идее? теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обри­сован в произведении, хотя его художественная значимость и чрезвычайно высока. Термин должен иметь одно, общепри­нятое значение, поэтому следует избегать различных его толко­ваний. Главное — понимать, что О. отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности.
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1378 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0