ОБРАЗ — основное понятие теории
литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию
художественно-литературного творчества. В центре О. стоит изображение
человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в
то же время несущей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать
за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно
такого типа. Вымысел усиливает обобщенное значение О. Обобщающее значение О.
неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что
помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. О. имеет благодаря
этому эстетическое значение (см. Идеал эстетический).
Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи
с миром природы, миром животных, вещным миром и пр., постольку для его
изображения (индивидуализированного, обобщенного и эстетического) писателю
необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях
со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обедненно и
неестественно. Тем самым перед писателем встает задача показать человека в окружающей
его общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально
находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно.
В этом смысле О. представляет собой не только изображение человека (образ
Евгения Онегина, например) — он является картиной человеческой жизни, в центре
которой стоит человек, но которая включает в себя и все то, что его в жизни
окружает. Поэтому мы можем определить О. как картину человеческой жизни,
индивидуализированную, обобщенную, созданную при помощи вымысла и имеющую
эстетическое значение. Следует при этом иметь в виду, что в конкретном
художественном произведении человек показывается в ряде моментов своей жизни,
в пересечении со многими другими людьми, поэтому при изучении литературного
произведения не всегда легко прямолинейно отделить один О. от другого, перед
нами возникают различные стороны того или иного О., он встречается в различных
эпизодах одновременно с другими О. О. проявляется в произведении очень
разносторонне. Проще всего говорить о нем в драматургии (см. Драма), где он,
как правило, связан с реальным обликом персонажа, который на сцене и изображается
непосредственно артистом. В прозе (см.) он дан более сложно, во взаимодействии
с авторской речью (см. О. повествователя), в лирике (см.) перед нами только
отдельное переживание, отдельное проявление О., которые в совокупности
позволяют говорить о лирическом герое (см.). В критике часто встречается
применение термина О. и в более узком и в более широком смысле слова. Так,
часто любое красочное выражение, каждый троп (см.) называют О., напр.: «Я
волком бы выгрыз бюрократизм». В таких случаях надо добавлять «словесный
образ», так как в этом сравнении нет тех общих свойств, которые вообще, как
выше говорилось, присущи О. как картине человеческой жизни. Иногда говорят об
О., имея в виду какую-либо конкретную деталь повествования — «образ скамейки» и
т. п. В таких случаях и следует говорить об образной или художественной детали,
а не об О. Наконец, О. иногда слишком расширяют, говорят об О. народа, О.
родины. В этих случаях вернее говорить об идее? теме, проблеме, скажем, народа,
поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в
произведении, хотя его художественная значимость и чрезвычайно высока. Термин
должен иметь одно, общепринятое значение, поэтому следует избегать различных
его толкований. Главное — понимать, что О. отражает жизнь во всей ее сложности
и многогранности. |