ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС —
исторически-закономерное движение национальной и мировой литературы,
развивающейся в сложных связях и взаимодействиях. Л. п.— это одновременно
история накопления эстетических, духовно-нравственных ценностей,
непрямолинейного, однако неуклонного расширения гуманистических концепций.
«Выращивание человека является сокровенной думой, движущим стимулом Л. п.,
неотрывного от процесса исторического, в котором реализуется стремление
человека «осуществить (выполнить) себя». Л. п. представляет собой
стадии противоречивого движения — расчленения целого и тем самым преодоления
обесцененности, «непризнанности» огромных человеческих массивов в нем,
движение к «определению ценности отдельной
личности самой по
себе» (Д. С.
Лихачев).
До определенного времени
Л. п. носит относительно замкнутый, национальный характер; в буржуазную эпоху,
с развитием экономических и культурных связей, «из множества национальных и
местных литератур образуется одна всемирная литература».
Исследование Л. п.
предполагает постановку и решение многих сложных, комплексных проблем, главной
из которых является выяснение закономерностей перехода одних поэтических идей и
форм в другие, старых в новые, влекущего смену стилей, литературных
направлений, течений (см.), методов (см.), школ и пр. Идею изучения русского
Л. п. в переходах одного образа-типа в другой выдвигал в 60-х годах XIX в. А.
И. Герцен, подчеркивая непреходящую человеческую, нравственно-эстетическую
ценность всех художественных образов, участвовавших в развитии:
«...Онегины и Печорины
прошли, Рудины и Бельтовы проходят, Базаровы пройдут...
...Все возникнувшие типы
пройдут, и все с той неутрачиваемостью однажды возбужденных сил, какую мы
научились узнавать в физическом мире, останутся и взойдут, воплощаясь в будущее
движение России и в будущее устройство ее». Учителю, следовательно, надо
ответить, «почему именно эти формы развития вызывались нашей жизнью... и почему
они так переходили одна в другую» (А. И. Герцен). Грандиозную программу
изучения мирового Л. п. в переходах эпохальных образов намечал и М. Горький,
акцентируя и переходы по нисходящей линии («от Прометея до хулигана»). Что изменяется
в содержательной форме литературы, отражающей жизненный сдвиг, новую
историческую ситуацию?
Писатели включаются в Л.
п. новыми художественными открытиями, изменяющими принципы изучения человека и
мира. Полемизируя от своего времени с предшественниками, как ближайшими, так и
отдаленными участниками Л. п. отечественной и зарубежных литератур («Я всю
литературу вызываю на процесс»о— Ф. Достоевский, и он же о Л. Толстом: «Весь
борьба»), писатель тем самым включает в свое произведение, по сути, весь опыт,
накопленный в художественном развитии человечества. Можно сказать, что Л. п.
есть борьба художественных идей и форм, новых со старыми, несущая в себе память
о старых, превзойденных. Каждое литературное направление (течение) выдвигает
своих вождей и теоретиков, заявляющих о новых творческих принципах и
опровергающих старые как исчерпанные литературным развитием.
Так, в XVII веке во Франции
были провозглашены принципы классицизма (см.), установлены строгие правила
«поэтического искусства» в противовес своеволию поэтов и драматургов барокко (см.).
Но в начале XIX века романтики резко выступили против всяческих норм и правил
классицизма, заявив, что правила — это костыли и гений в них не нуждается. Они
сделали своим безраздельным предметом изучение «души человеческой», таинства
духа «избранника» — автора в его метаниях между небом и землей и т. д. Вскоре реалисты
отвергли своеволие (субъективизм) романтиков, выдвинув требование объективного,
правдивого изображения жизни.
Но и внутри одной школы
(направления, течения) происходит смена этапов. «Так, например, в русском
классицизме роль зачинателя играл Кантемир, творчество которого закончилось в
самом начале 40-х годов XVIII века. В творчестве М. Ломоносова, Сумарокова,
Тредиаковского классицизм получает наиболее полное и широкое развитие в конце
первой и в начале второй половины века, и, наконец, в творчестве Г. Державина,
переходящем уже в начало XIX века, классицизм получает свое завершение и
перестает существовать как определенное литературное течение». «Смена этапов
классицизма определялась сближением литературы с реальностью» (Л. И.
Тимофеев).
Сложную картину являет
собой эволюция критического реализма в русской литературе XIX века. Начиная с
романтизма, а затем в критическом реализме XIX в. (и на следующих его этапах)
прокладывает себе дорогу историзм литературы, т. е. все полнее осознаваемая
писателем и его героем идея революционного развития человека и народа
(человечества), необходимости очеловечения мира. В литературе происходит
ускоренное сближение литературы с жизнью, сознания автора — духовного
«избранника» с героем — рядовым, передоверена ему, рядовому, функций суда и
оценки. А. Пушкин, Н. Гоголь, И. Гончаров, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский,
А. Чехов — это не просто разные художественные индивидуальности, это
выразители этапов углубления реализма, противоречивого процесса демократизации
Л. п. Мощь и развернутость психологического анализа у Л. Толстого и Ф. Достоевского
обозначили новый этап реализма в сравнении с Гоголем и «натуральной школой» (см.)
От этапа к этапу в Л. п. возрастает значимость Природы, Жизни. Эти слова писатели
пишут сейчас с большой буквы. Современный Л. п. выходит к «определению
ценности отдельной личности самой по себе», одновременно проверяет, как выращен
герой Историей, сформировалась ли из него личность, способная ответить за
целость Земли.
В отличие от развития
техники в истории искусства и литературы новые художественные открытия не
зачеркивают старых. Во-первых, потому, что великие произведения, созданные на
основе «старых» принципов человековедения, продолжают жить в новых
читательских поколениях. Во-вторых, потому, что сами эти «старые» принципы
находят жизнь в новые эпохи (например, фольклор в «Тихом Доне»
М. Шолохова или принципы просветителей XVIII века в драматургии
немецкого писателя социалистического реализма Б. Брехта). «Выдающиеся художники
слова часто становятся основоположниками новых литературных направлений либо
вносят в их развитие новые важные черты и начала. Под их творческим
воздействием происходит трансформация литературных жанров. Поэтика крупных
писателей является органичным звеном в эволюции способов и средств образного
раскрытия жизни, одним из движущих стимулов этой эволюции» (М. Б. Храпченко).
И наконец, в-третьих: даже
когда опыт предшественников в резкой полемике отвергается, писатель все же
впитывает в себя какую-то часть этого опыта. Так, завоевания психологического
реализма XIX в, (Стендаля, Достоевского, Л. Толстого) были подготовлены
романтиками, их пристальным вниманием к личности и ее переживаниям. В новых
открытиях как бы живет память о прежних.
Важную роль для понимания
Л. п. играет изучение влияний зарубежных литератур на Л. п. отечественной
(например, значение Байрона или Шиллера для развития литературы в России) и
отечественной литературы на зарубежные (Толстой, Достоевский, Чехов, М. Горький
в литературах мира), (См. Взаимодействие литератур и Влияние литературное.)
Весьма наглядно Л. п. в
своем едином гуманистическом устремлении раскрывается в истории разных жанров.
Так, если рассматривать в европейских масштабах развитие романа, то можно
проследить смену художественных методов и направлений (течений). Например,
роман Сервантеса «Дон Кихот» характерен для эпохи Возрождения, «Робинзон Крузо»
Дефо — для века Просвещения, «Собор Парижской богоматери» Гюго — для эпохи
романтизма, романы Стендаля, Бальзака, Диккенса, Тургенева, Толстого, Достоевского
представляют критический реализм XIX века. И совершенно новый этап (и новые
типы) романа выдвигает литература социалистического реализма: «Тихий Дон» М.
Шолохова или «Седьмой крест» А. Зегерс. Л. п. в разных странах проходит сходные
этапы, и развитие жанра отражает эти этапы. |