АЛЛЕГОРИЯ (от греч. alios —
иной и agoreuo — говорю) — изображение отвлеченного понятия или явления через
конкретный образ (сердце — А. любви; две скрещенные пушки — А. артиллерии и т.
д.).
Так, в баснях под видом
животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления.
Многие аллегорические образы пришли из мифологии, например: образ богини Фемиды — А. правосудия.
|
Анализ поэтического текста – это очень сложный
вопрос, в решении которого испытывают
затруднения не только ученики, но и учителя.
Конечно, такое положение вещей можно оправдать
ограниченным количеством часов, отводимых
программой на изучение теории литературы и
теории поэтической речи в частности. Однако
существуют и другие причины. Прежде всего –
нехватка вразумительных методических пособий,
да и те, что имеются в наличии, представляют собой
пространные трактаты для узких специалистов,
либо набор схем, буквальное следование которым
может высушить даже самые пронзительные
лирические тексты.
Формула Колриджа гласит: "Поэзия есть лучшие
слова в лучшем порядке".
...
Читать дальше »
|
В учебнике очень много поэтических
текстов, работе с которыми авторы учебника
уделяют большое внимание. Мысль, «вооруженная…
рифмами», по их мнению, быстрее находит путь к уму
и сердцу ученика.
На упражнениях, помогающих учителю
формировать навыки анализа поэтического текста,
мне бы и хотелось остановиться в своей работе,
сгруппировав их следующим образом (хотя такая
группировка, конечно же, условна):
I. Тексты, обучающие выразительному
чтению.
II. Тексты с элементами анализа
художественно-изобразительных средств.
...
Читать дальше »
|
На уроках русского языка и литературы
школьники учатся замечать в произведении
образные средства языка – метафоры, эпитеты,
сравнения и др. Но нередко дело ограничивается
тем, что эти средства найдены, и не выясняется, в
чем их смысл, как они помогают понять авторскую
мысль.
Читательские умения формируются постепенно,
путем многочисленных упражнений, в соответствии
с возможностями возраста учащихся. Немалую роль
здесь играет знакомство с теорией словесности.
При этом надо помнить, что теория – инструмент
проникновения в произведение, а не самоцель.
Поэтому при обращении к теоретическим понятиям
надо не только учить наблюдать в тексте языковые
средства, но с самого начала определить общие
свойства, присущие всем обра
...
Читать дальше »
|
Хотя язык Платонова явно отличен от
языка его современников, он имеет и точки
соприкосновения с ним. В прозе Платонова
своеобразно воплотились те поиски нового языка,
под знаком которых прошли начало и двадцатые
годы XX в. В это время популярной была идея
затрудненной формы, которая вызвала к жизни
заумный язык, словотворчество. Наиболее
влиятельным направлением в это время была
орнаментальная проза, многие писатели
20-х годов «переболели» Андреем Белым.
Своеобразие орнаментальной прозы обусловлено
нагнетанием разнотипных тропов и развитием
лейтмотивов. Отголоски словоупотребления,
характерного для прозы начала XX в. и, в
частности, орнаментальной прозы, есть и в прозе
А.Платонова.
...
Читать дальше »
|
Филологический анализ текста – старая
и вечно новая проблема. Научиться анализировать
художественный текст – значит научиться его
понимать, и чем глубже анализ, тем глубже
понимание. Пути анализа текста бесконечны и
разнообразны. Не случайно терпят поражение общие
схемы анализа – они неизбежно связываются с
формальным, сухим, безжизненным подходом к
одному из самых увлекательных занятий
лингвистики.
Как произведение искусства
художественный текст двойствен. С одной стороны,
он строго ограничен рамками языка. С другой
стороны – в нем проявляется ничем не
ограниченная творческая свобода.
Как п
...
Читать дальше »
|
В 11-м классе, анализируя повесть И.А. Бунина
«Митина любовь», мы вместе с учащимися обращаем
внимание на стихотворение, которое нам
понадобится в дальнейшем и которое звучит в
тексте повести в устах Кати. Это известное
стихотворение А.А. Блока «Девушка пела в
церковном хоре», и оно проявляет сущность
названного произведения из бунинского цикла
«Темные аллеи».
Важно обратить внимание на совершенно
неправильное понимание и истолкование самого
стихотворения, которое становится «камнем
преткновения» для большинства, особенно если
дети (а речь идет о современных детях, для которых
компьютер – свет в окошке) не приучены получать
закодированную в некот
...
Читать дальше »
|
В начале анализа разбиваем текст на
композиционные единицы, соответствующие
синтаксическому строю произведений.
1) Кикимора
2) На петушке ворот, // крутя
курносым носом, // с ужимкою крещенской маски, //
затейливо Кикимора уселась // и чистит бережно
свое копытце. //
3) – Га! – прыснул тонкий голосок, //
– ха! ищи! А шапка вон на жерди... // 4) Хи-хи!..
хи-хи! // 5) А тот как чебурахнулся,
споткнувшись // на гладком месте!.. // 6)
Лебедкам-молодухам/ намяла я бока... // 7) Га!
ха-
...
Читать дальше »
|
Важно,
чтобы наши ученики понимали: метафора или
сравнение – не просто украшение
стихотворения, только восприняв и осмыслив все
языковые особенности поэтического произведения,
мы приблизимся к его пониманию. Сейчас, кажется,
этого уже никто не оспаривает. И тем не менее
известный литературовед может написать в своей
статье: «Думается, что главная мысль
стихотворения заключена в его первой строке».
Речь идет об одном стихотворении Тютчева.
Рассмотрим на его примере, как в
действительности могут влиять тропы на смысл
поэтического высказывания.
14-е декабря 1825 года
...
Читать дальше »
|
Очевидно, что профильное обучение, которое должно стать
массовым и внедрение которого фактически давно уже началось, требует в первую
очередь определения приоритетов. Иначе говоря, нужно чётко понимать, какие же
личностно-образовательные задачи могут быть разрешены с помощью профильного
обучения, чем оно должно отличаться от традиционных «уклонов» и «профилей»,
которые достаточно давно существуют в школьной практике.
Представляется, что многочисленные декларации о том, что
профильное обучение должно стать для учащегося чем-то вроде учебной
специализации, помочь ему уже в школе «найти себя», в значительной мере выдают
желаемое за действит
...
Читать дальше »
|
Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде
всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом
изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от
читателя, и от исследователя.
Любой текст представляет собой систему знаков и
обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность,
цельность. Кроме этих свойств, исследователями отмечаются и другие:
воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь
с другими текстам
...
Читать дальше »
|
Жанр — одна из основных категорий поэтики, причем
категория, обладающая огромной силой обобщения. В основе выделения
любого жанра — представление о стандартизованной структуре речевых
произведений, выделение и описание наиболее устойчивых, регулярно
повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу
текстов, с их последующей типизацией. «Жанры... есть исторически
сложившиеся типы художественных произведений». Жанровый «канон» определяет ожидания читателя, отступления же от него — знак преобразования исходной формы, которое активизирует восприятие адресата текста.
...
Читать дальше »
|
Книга воспоминаний В.В.Набокова «Другие берега»,
вышедшая в свет в 1954 г., по определению автора, «является
систематически соединенным скоплением личных воспоминаний, географически
простирающихся от Санкт-Петербурга до Сант-Наза-ра и охватывающих
тридцать семь лет, с августа 1903 до мая 1940 г; с немногими вылазками в
более поздние пространственно-вре-менные точки». В предисловии к «Другим берегам» В.В. Набоков сам
определил авторские интенции — «цель» произведения: «описать прошлое с
предельной точностью и отыскать в нем полнозначные очертания, а именно:
развитие и повторение тайных тек в явной судьбе». Согласно авторской оценке, это амбивалентный «гибрид автобиографии и романа».
...
Читать дальше »
|
Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что проявляется в его композиции.
Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Это построение произведения, определяющее его
целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена
авторски
...
Читать дальше »
|
Любой текст характеризуется наличием повторов,
определяющих его связность. Понятие связности «в самом общем плане может
быть определено через повтор; некоторая последовательное знаков на том
основании расценивается как связная, что имеет, место повторяемость
различных знаков, их форм, а также смыслов; повторяясь, они скрепляют,
"сшивают" такую последовательность; в одно отдельное целое» (ср. «текст» — лат. textum— 'ткань'). Од-;
нако созданием связности не исчерпываются функции повтора Он играет не
меньшую роль и в создании целостности текста.
...
Читать дальше »
|
«Уединенное» (1912) В.В.Розанова уже его современниками было оценено как
произведение экспериментальной формы, фиксирующее «восклицания, вздохи,
полумысли, получувства», которые «сошли прямо с души, без переработки»,
и разрушают границы между художественным текстом и текстом
документальным или «мимолетной» записью. Для «Уединенного» характерна
свобода композиции, которая сочетается с предельной субъективностью и
динамизмом переключений из одного стилистического регистра в другой.
Ассоциативному характеру повествования соответствуют принцип «мозаики» в
соположении элементов текста и особая синтаксическая организация.
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте, который представляет собой
план выражения литературного произведения, языковые средства служат не
только способом отображения внеязыковой действительности, но и формой художественных
образов. Те «приращения смысла» (В.В. Виноградов), которые языковые
средства регулярно приобретают, функционируя в тексте, определяются как
их семантикой, так и их связями друг с другом, эти связи обусловливают
многомерность и выразительность порождаемых ими художественных образов,
также организованных в композиционном отношении.
Фил
...
Читать дальше »
|
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» занимает особое
место в композиции «Записок охотника», однако именно он «наиболее
подвергался искажению в критике». Интерпретации этого рассказа различны и часто
противопоставлены друг другу. Так, с точки зрения В. Стоюнина, это
рассказ о крестьянских детях, живущих «в невежественной среде», «которые
сделались несчастными от своего ложного отношения к «природе»; по мнению же современных исследователей, это
произведение, в котором «русский
...
Читать дальше »
|
Филологический анализ текста невозможен без
рассмотрена композиционно-речевой системы произведения и, соответствен'
но, структуры его повествования. Понятие «структура повествования»
связано с такими категориями текста, как повествовательная точка зрения,
субъект речи, тип повествования. В научной литературе по этому вопросу неоднократно отмечалось, что
повествование может вестись с разных точек зрения, причем в прозе XIX —
XX вв. все возрастающую роль в художественном текст играет точка зрения
персонажа. Фиксация повествовательной точки зрения может быть связана с
обращением к речи ее носителя. В этом случае в тексте произведения
устанавливается динамическое соотношение разных субъектно-рече
...
Читать дальше »
|
Повесть А.П. Чехова «Степь» (1888) неоднократно
привлекала внимание исследователей. Как отмечает А.П. Чудаков, «наиболее
распространенное толкование художественной специфики этой вещи
заключается в том, что будто бы все: природа, степь, люди — в повести
изображается через восприятие героя, мальчика Егорушки». Между тем структура повествования носит сложный
характер и не может быть сведена к односторонней ориентации на точку
зрения одного персонажа и передачу только его непосредственного
восприятия.
|
«Лето Господне» (1927—1948) И.С. Шмелева, «книга трепетная и молитвенная, поющая и благоухающая», занимает особое место в русской автобиографической
прозе XX в.: это произведение не только по-новому освещает тему детства,
но и открывает новые для этого жанра повествовательные формы.
«Лето Господне» строится как объединение ряда
рассказов, посвященных детству писателя, и состоит из трех
композиционных частей: «Праздники» — «Радости» — «Скорби». Первые две
части имеют во многом симметричную
...
Читать дальше »
|
Понятие пространственно-временного континуума
существенно значимо для филологического анализа художественного текста,
так как и время, и пространство служат конструктивными принципами
организации литературного произведения. Художественное время — форма
бытия эстетической действительности, особый способ познания мира.
Особенности моделирования времени в литературе
определяются спецификой данного вида искусства: литература традиционно
рассматривается как искусство временное; в отличие от живописи, она воссозда
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте возникает подвижная, часто
изменчивая и многомерная временная перспектива, последовательность
событий в нем может не соответствовать реальной их хронологии. Автор
произведения в соответствии со своими эстетическими намерениями то
расширяет, то «сгущает» время, то замедляет его,; то ускоряет.
В художественном произведении соотносятся разные аспект художественного времени: сюжетное
время (временная протяженность изображенных действий и их отражение в
композиции произведения) и время фабульное (их реальная
последоват
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте время не только событийно, но и концептуально: временной
поток в целом и отдельные его отрезки членятся, оцениваются,
осмысливаются автором, повествователем или героями произведения.
Концептуализация времени — особое представление его в индивидуальной или
народной картине мира, истолкование смысла его форм, явлений и
признаков — проявляется:
1) в оценках и комментариях повествователя или персонажа, включенных в текст: И
многое, многое пережито было за эти два года, кажущиеся такими долгими,
когда внимательно ду
...
Читать дальше »
|
Текст пространствен, т.е. элементы текста обладают
определенной пространственной конфигурацией. Отсюда теоретическая и
практическая возможность пространственной трактовки тропов и фигур,
структуры повествования. Так, Ц. Тодоров отмечает: «Наиболее
систематическое исследование пространственной организации в
художественной литературе было проведено Романом Якобсоном. В своих
анализах поэзии он показал, что все пласты высказывания... образуют
сложившуюся конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях,
противопоставлениях, параллелизмах и т.п., которые в совокупности
складываются в настоящую пространственную структуру»
...
Читать дальше »
|
Художественное пространство драмы характеризуется
особой сложностью. Пространство драматургического текста обязательно
должно учитывать пространство сценическое, определять формы его
возможной организации. Под сценическим пространством понимается «пространство, конкретно воспринимаемое публикой насцене... или же на фрагментах сцен всевозможных сценографии».
...
Читать дальше »
|
Адекватная интерпретация художественного текста,
даже если его филологический анализ не выходит за пределы текстовой
данности, не может не учитывать авторскую позицию, или авторскую
модальность, так или иначе выраженную в произведении.
Авторское отношение к изображаемому сравнительно
редко находит отражение в прямых оценках, но проявляется на разных
уровнях системы текста. Так, на содержательном уровне оно прежде всего
выражается через семантические доминанты (напомним, что доминанта — тот «компонент произведения, который приводит в движе
...
Читать дальше »
|
Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак
произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие
активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что
будет изложено далее. Заглавие — «это компрессированное, нераскрытое
содержание текста. Его можно метафорически изобразить ввиде закрученной
пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания».
...
Читать дальше »
|
Заглавие в творчестве Достоевского всегда смысловая
или композиционная доминанта текста, рассмотрение которой позволяет
глубже понять систему образов произведения, его конфликт или развитие
авторской идеи. Жанр «Кроткой» сам Достоевский определил как
«фантастический рассказ»: в нем, пожалуй, впервые в мировой литературе
текст строится как условная фиксация внутренней речи рассказчика,
близкой к потоку сознания, «с урывками и перемежками и в форме
сбивчивой». «Представьте себе, — замечает Достоевский в предисловии "От
автора", — мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько
часов перед тем выбросившаяся из окошка. Он в смятении и еще не успел
собрать своих мыслей.... То он говор
...
Читать дальше »
|
|