МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ (от франц.
couleur locale).
1. Одна из особенностей,
характерных для произведений романтизма: изображение необычной, экзотической
атмосферы, в которой происходит действие (природы, характеров, быта). У
западноевропейских писателей это чаще всего страны Средиземноморья, Ближнего
Востока, у русских романтиков XIX века обычно Кавказ — земли с патриархальным
укладом, при котором, по представлениям романтиков, сохраняются лучшие
человеческие качества. Иногда воспроизводится колорит не далекой страны, а
отдаленной эпохи (романы Скотта, Купера).
Посредством М. к. в
романтическом произведении создается красочный, яркий мир, представляющий
контраст унылой буржуазной действительности или пустой и фальшивой жизни
аристократического круга. Таков М. к. в «Цыганах» Пушкина, в «Мцыри»
Лермонтова. М. к. непременно обусловлен своеобразием натуры романтического
героя (Алеко бежит к цыганам, Чайльд Гарольд у Байрона — в Испанию, Албанию).
2. Художественная
особенность реалистического произведения — показ своеобразия ландшафта,
бытового уклада и пр. Здесь М. к., в отличие от романтизма, нужен автору не для
создания контраста действительности, а, наоборот, для наиболее яркого
воспроизведения действительности, отличающейся своеобразным характером
(«Казаки» Л. Толстого, роман А. Толстого «Петр Первый», романы Шолохова,
новеллы Мериме «Маттео Фальконе», «Коломба», «Кармен»). |