«НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА» —
течение в развитии русской реалистической литературы в 40—50-х годах XIX века.
Теоретическое обоснование принципов Н. ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд
на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.», в
рецензиях на программные для Н. ш. сборники «Физиология Петербурга» (ч. I—II,
1845), «Петербургский сборник» (1846). «...Получили в литературе право
гражданства так называемые физиологии, характеристические очерки разных сторон
общественного быта» (Белинский В. Г.). Писателей Н. ш. объединяло особенное
внимание к жизни социальных низов, городской и деревенской бедноты. Зарисовки
быта даны в очерках Н. Некрасова «Петербургские углы», жанровые картинки — в «Петербургских шарманщиках» Д. Григоровича. Тяжкая доля
крестьянства с сочувствием изображена в повестях Д. Григоровича «Деревня» и
«Антон-Горемыка». В русле Н. ш. начиналось творчество будущих великих
писателей-реалистов И. Гончарова, Ф. Достоевского, А. Островского, И.
Тургенева. В романе «Бедные люди» (1845) Ф. Достоевский показал «забрхтое
существование» и «как много прекрасного, благородного и святого лежит в самой
ограниченной человеческой натуре» (Белинский В. Г.). Представители И. ш. развивали
традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское
направление русской литературы. Однако для некоторых писателей Н. ш. характерно
чрезмерное увлечение внешним бытописательством, что снижает художественную
ценность их произведений.
Углубление
психологического анализа, изображение «диалектики души» у Л. Толстого, зрелого
Достоевского обозначили уже новую ступень реализма в сравнении с Н. ш. |