КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio
— составление, соединение, связь) — построение, расположение и взаимосвязь всех
частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Продумывая К., писатель
стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и
с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом
писатель исходил из своего понимания действительности и законов и принципов
художественного творчества данной эпохи.
Характер К. тесно связан с
особенностями изображения времени в литературе (см. Время в литературе).
Повествование в
художественном произведении может строиться в хронологической
последовательности («Отцы и дети» Тургенева, «Мать» Горького) либо с нарушением
ее («Герой нашего времени» Лермонтова, «Мороз, Красный нос» Некрасова, «Города
и годы» Федина). В произведение могут быть включены так называемые лирические
отступления («Страшная месть» Гоголя), вставные эпизоды (рассказы Щукаря в
«Поднятой целине» Шолохова), подробные описания. Все эти элементы задерживают
развитие действия, но в то же время позволяют многограннее нарисовать героев,
полнее раскрыть замысел автора, а иногда вызвать напряженный интерес читателя
к повествованию (замедление действия называют ретардацией). Произведение может
начинаться прологом («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Фауст» Гёте) и
завершаться эпилогом («Преступление и наказание» Достоевского). Важно также, с
чьей точки зрения изображаются события (Бородинская битва в романе «Война и
мир» Толстого дается в восприятии Пьера Безухова, первомайская демонстрация в
романе «Мать» Горького — в восприятии Ниловны).
На разных этапах
художественного развития складывались разные типы К. Особой строгостью и
четкостью построения отличались произведения классицизма (см.), прежде всего
трагедия. Драматурги-классицисты рисовали лишь такие события, которые могли
завершиться в пределах суток; отсюда — стремительность развития действия. В
литературе романтизма (см.), в которой была провозглашена свобода от любых
правил, в том числе и построении произведения, К. становится своевольной и
прихотливой, особенно в поэме. Так, в «Паломничестве Чайльд Гарольда» Байрона
последовательность событий диктуется сменой настроений лирического героя,
который постепенно вытесняет из повествования самого Чайльд Гарольда. |