НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura
— природа). 1. Художественное направление, возникшее и сложившееся в
литературах Запада в последние десятилетия XIX века. Признанным главой и
теоретиком Н. являлся французский писатель Э. Золя; из крупных писателей других
стран можно назвать Г. Гауптмана, начавшего свой творческий путь в русле Н., Г.
Ибсена, испытавшего влияние Н. в годы создания пьесы «Привидения». В России
Н. не выдвинул
крупных индивидуальностей.
На теорию и практику Н.
оказали влияние успехи естественных наук во второй половине XIX века. Золя и
его последователи критиковали весь предшествующий реализм, в том числе
бальзаковский, за то, что он не использовал, по их мнению, опыта
естествознания. Золя требовал научной точности и в описании внешней среды, и в
изображении человека как биологического существа. В частности, натуралисты
придавали большое значение наследственности и считали, что социальную картину
жизни (которую, например, рисовал Бальзак) надо расширить и углубить,
показывая, как биологические законы воздействуют на человека. Двадцатитомная
серия романов «Ругон-Маккары», созданная Золя, имела подзаголовок: «Социальная
и естественная (т. е. биологическая) история одной семьи в эпоху II империи».
Ставя общественные и биологические причины при объяснении поведения людей на
один уровень, Н. тем самым, конечно, не углублял, а ослаблял силу
художественного обобщения. Пороки и преступления, порожденные буржуазным
обществом, нередко объяснялись дурной наследственностью; увлечение физиологией
человека затушевывало подлинные причины социального зла. Так, показывая в
романе «Земля» жестокость частнособственнической стихии в деревне, Золя придает
крестьянам черты животной примитивности. Не случайно отел коровы и роды у
женщины изображены здесь как два однозначных акта.
Вместе с тем, требуя
изображения неприкрашенной правды, заявляя, что для писателя не существует
никаких запретных тем, французские и немецкие натуралисты, несомненно,
расширили тематику литературы. Это касалось не только физиологической стороны
жизни человека, ко и различных граней социального быта.
Золя тщательно изучал
жизнь городских низов, в деталях показывал их производственную деятельность.
Трудная судьба прачки прослежена в романе «Западня», труд и борьба шахтеров—в
романе «Жерминаль»; в драме «Ткачи» Гауптман изобразил эпизод из восстания
силезских ткачей.
Стараясь создать полную
иллюзию точности и правдивости изображения, натуралисты перегружали
произведение мельчайшими деталями обстановки.
Если формально следовать
принципам Н., то писателю пришлось бы отказаться от всяких обобщений, от
любого выражения собственной авторской позиции,— ведь главное требование Н.—
с точностью естествоиспытателя фиксировать факты и наблюдения. Таким образом,
последовательный Н. означает отказ от самой основы искусства, от создания
художественного образа, т. е. воплощения в конкретной форме тех или иных
закономерностей жизни. Оставаясь на почве Н., нельзя было создать типы.
Однако настоящие большие
художники среди натуралистов, такие, как Золя или Гауптман, не могли не
создавать типы, то привнося элементы реалистического обобщения, то прибегая к
символике. Символом является, например, само название романа «Жерминаль»,
обозначавшее весенний месяц в революционном календаре, месяц всходов. Символ
вносит элемент обобщения в натуралистические картины, выражает надежду писателя
на грядущую победу рабочего класса.
И сильные, и слабые
стороны Н. по-разному сказались на последующем развитии литературы. С одной
стороны, натуралистический опыт смелого отражения неприглядных сторон
действительности был творчески освоен реалистами XX века. У Золя учился,
например, А. Барбюс, автор романа «Огонь», зачинатель социалистического
реализма в литературе Франции. С другой стороны, в современной буржуазной
литературе Запада получили распространение попытки мотивировать поведение
человека не социальными обстоятельствами, а его биологической природой. Даже
дух стяжания и собственности объясняется как извечная черта, якобы присущая
природе человека.
2. В более узком смысле Н.
называют изображение отдельных эпизодов в произведениях писателей (самых
разных направлений, в том числе реалистического), когда откровенно и излишне
подробно изображаются или акты жестокости или физиологическая сторона
человеческой жизни. В этих случаях говорят о натуралистических чертах, эпизодах
или сценах. |