КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus
— образцовый) — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII
— начала XIX века, для которого характерны высокая гражданская тематика,
строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе К.
формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние К. на художественную
жизнь Европы XVII—XVIII веков было широким и долговременным, а в архитектуре
продолжалось и в XIX веке.
К. как определенному
художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных,
тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности в К.:
классическая древность выступает в нем как образец совершенного и
гармонического искусства.
Писатели и художники часто
обращаются к образам античных мифов, скульпторы облачают современного деятеля
в античные одежды (см. пейзаж Пуссена, а также скульптуру Козловского, на
которой изображен Суворов).
К. достиг расцвета во
Франции в XVII столетии: в драматургии (Корнель, Мольер), в поэзии (Лафонтен),
в живописи (Пуссен), в архитектуре. В конце XVII века Буало (в поэме
«Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию,
оказавшую огромное воздействие на формирование К. ив других странах.
Столкновение личных
интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии,
достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина.
Персонажи Корнеля (Сид, Гораций, Цинна) — мужественные, суровые люди, движимые
долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам. Изображая
в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали
выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека. Проникнутая
пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего
действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» — времени,
места и действия.
По правилам эстетики К.,
строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия (наряду с
одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать
особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим
сюжетам, и отражать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким
жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и др., призванные
отражать современную действительность. В жанре басни прославился во Франции
Лафонтен, а в комедии — Мольер.
В XVIII веке, пронизанный
передовыми идеями Просвещения (см.), К. проникнут страстной критикой порядков
феодального мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми
мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим
сюжетам. Крупнейшими представителями просветительского К. являются Вольтер во
Франции, Гете и Шиллер (в 90~е годы) в Германии.
Русский К. зародился во
второй четверти XVIII века, в творчестве А. Д. Кантемира, В. К.
Тредиаковского, М. В. Ломоносова, и достиг развития во второй половине
столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В.
А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие
жанры — от оды и эпопеи до басни и комедии. Замечательным комедиографом был Д.
И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль».
Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной
истории («Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим» Княжнина и др.).
Однако более значительный
след в истории русской культуры К. оставил в области изобразительного
искусства, выдвинув таких замечательных мастеров, как М. Козловский в
скульптуре, А. Лосенко — в живописи. Во многих старых русских городах
сохранились памятники архитектуры К. (например, Адмиралтейство в Ленинграде,
архитектор А. Д. Захаров, 1806—1823 годы). В лучших из них монументальность
сочетается с благородной простотой форм, ясностью линий.
В конце XVIII — начале XIX
века К. как в России, так и во всей Европе переживает кризис. Он все более
теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время К.
подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков. В ходе
ожесточенной литературной борьбы нередко произносились односторонние,
исторически неверные оценки К. В пылу полемики возник термин «ложноклассицизм»
(которым пользовался В. Г. Белинский). Разумеется, ничего «ложного» в К. не
было — появление его и расцвет отвечали насущным задачам времени, а лучшие его
творения прочно вошли в сокровищницу мировой культуры. |