МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos
— рассказ, миф и от logos — слово, речь) — изложение мифов (см. Миф) о богах и
героях, культовых первопредках. Отражает представление древних о происхождении
мира и жизни на Земле.
Как тип общественного
сознания М. характерна для каждого народа на ранних этапах его развития,
составляет основу мифологической поэзии, т. е. поэзии, построенной на мифологических
образах и свойственной преимущественно раннему фольклору и древним литературам.
На новую европейскую
литературу наибольшее влияние оказали мифологические образы античности, а
также, начиная с XIX века, мифология германских саг и в основном, лишь с XX века,
мифология Востока. Освоение европейской литературой мифологических образов шло
по двум направлениям: использование образа как аллегории (пример:
многочисленные Амуры, Эроты, Купидоны, Вакх, Венера, Марс, Аврора в стихах К.
Батюшкова и раннего Пушкина) и слияние мифологического образа с образом
повседневной реальности (пример: Снегурочка, Берендей, Лель — славянская
мифология — в пьесе Островского «Снегурочка»).
В связи со сменой
общественных идеалов возникает различное в разные эпохи и в разных
литературных направлениях отношение к мифологическим образам античности: от
восторженного (Возрождение, классицизм) до резко отрицательного
(демократическая литература России в середине XIX века). Интенсивное
использование мифологического образа-аллегории в европейской литературе
прекращается уже в XVIII веке, но мифологические темы и мотивы сохраняются в
художественной литературе XX века, где мифологические образы по-прежнему
выступают в реалистических произведениях (например, у Р. Роллана, А, Франса,
В. В. Вересаева, И. А. Бунина, В. Я. Брюсова и мн. др.).
Живое значение мифологии
подтверждают также произведения писателей многонациональной советской
литературы (прежде всего романы и повести Ч. Айтматова), а также новая
литература Африки и Латинской Америки.
В силу ускоренного
экономического и политического развития стран Африки и Латинской Америки
общественное сознание их народов до сей поры не изжило элементов мифологического
осмысления мира, унаследованного от более ранней общественной формации.
Народное искусство этих стран и в наше время включает элементы мифов и древних
ритуалов. В африканском искусстве эти элементы выступают в их чистом виде, в
Латинской Америке, в частности в Бразилии, представляют собой сплав ряда
этнических культур: исконно индейской, африканской, завезенной рабами-неграми,
и португальской культуры завоевателей.
На народном фольклоре и в
зависимости от него создается национальная «мифологическая» литература,
художественные произведения, ставящие целью воссоздать реальность народного
сознания, воплотить его специфические особенности, в традициях фольклора и
мифа изобразить и истолковать сверхъестественное как реальное. См., например, в
бразильской литературе повесть писателя-коммуниста Жоржи Амаду «Необычайная
кончина Кинкаса Сгинь Вода», где герой воскресает и встает из гроба, чтобы
снова умереть в морской пучине, и драму Винисиуса де Мораиса «Орфей
возносящийся», где песня водителя трамвая заставляет всходить солнце.
Близость к народному самосознанию позволяет писателям Африки и Латинской
Америки решать на мифологическом материале вопросы острой современности. См., в
частности, пьесу бразильского писателя Ариано Суассуны «Действо о
сострадающей», где, помимо общей идеи воинствующего гуманизма (люди изменятся,
если изменить их жизнь), остро злободневны детали: в сцене страшного суда
дьявол предстает плантатором, Христос чернокож, а богоматерь выражает народный
идеал человечности, любви и всепонимания. |