ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, образ
автора, рассказчика — понятия, служащее для обозначения тех особенностей языка
художественного произведения, которые не могут быть связаны с
речью того или
иного из персонажей
произведения, но в то же время имеют определенное художественное
значение в ходе повествования. Наиболее простым в этом ряду является
рассказчик, т. е. персонаж, который с присущими именно ему особенностями речи
рассказывает о себе или о других людях или событиях, с которыми был связан
(например, в «Капитанской дочке» Пушкина все повествование ведется от лица
Гринева, рассказывающего в своих записках о приключениях, им испытанных, о
себе рассказывает рассказчик в «Доме с мезонином» Чехова). Рассказчик может
включить в повествование и речь других персонажей, но именно з процессе рассказа
о себе самом. При этом его манера речи характеризует его самого, раскрывает
особенности его характера. Рассказчик может и непосредственно вести рассказ, и
писать записки, дневники и пр. Формы его речевого изображения могут быть
разнообразны, но он представляет собой определенное действующее лицо, так или
иначе очерченное в самом повествовании.
Однако значительно чаще
встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не
связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую
авторскую речь. Легко, однако, заметить, что эта авторская речь создает у
читателя впечатление о том, кто рассказывает ему о людях и событиях, оценивает
их с известной точки зрения; мы представляем себе как бы носителя этого особого
типа речи, хотя он и не персонифицирован в облике какого-либо из действующих в
произведении лиц. Это выражается в эпитетах (см.), сравнениях (см.), в интонации
(см.) и пр., создающих у нас определенное отношение к тому или иному персонажу,
иногда в прямом вмешательстве в текст в так называемых лирических отступлениях
и т. п.
Перед читателем возникает
особого типа О. п., проявляющий себя только в речи, выражающей его отношение к
тому, о чем ок рассказывает. Образ п. может быть иногда как бы скрытым, мало
заметным, иногда, наоборот, активным, отчетливо выраженным в зависимости от
тех задач, которые ставит перед собой писатель (ср. например, О. п. в ранних
романтических и реалистических произведениях М. Горького). Иногда О. п. называют
также образом автора. Это неверно, потому что может привести к отождествлению
языка, характеризующего О. п. и самого писателя. Между тем это художественный
образ, создаваемый писателем именно для данного произведения, и у одного
писателя поэтому могут быть различные О. п. в различных произведениях, как,
например, у М. Горького в «Старухе Изергиль» и в «Коновалове». Изучение
особенностей О. п. при анализе произведения имеет существенное значение. |