НАРОДНОСТЬ — идейно-художественное
качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными
интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами
наиболее демократических слоев.
Великие художники всех времен — от
Гомера до наших современников — черпали вдохновение в жизни тех национальных
коллективов, к которым они принадлежали. Н. литературы складывалась в тесной
связи с утверждением в ней общенародных, национальных идеалов. Так, Н. русской
былины и средневекового испанского эпоса «Песня о Сиде» (XII век) коренится в пафосе национальной
независимости странах. В былинах об Илье Муромце (ссора Ильи с Владимиром), о
Микуле Селяниновиче национальное смыкается с демократическим, с симпатией
народного сказителя к тому герою, который является представителем низовой,
трудящейся крестьянской массы.
Ориентация литературы на народ нашла
особое выражение в реалистической литературе Возрождения. Энгельс видел
гигантское художественное достижение Шекспира в его способности рисовать судьбы
правителей, политиков и государств, проникая в духовный мир массы, являющейся
подлинным двигателем истории, изображая демократический «фальстафовский фон»,
на котором разыгрывается история королевских престолов.
Само понятие Н. было открыто и
впервые сформулировано в самой общей форме мыслителями XVIII века (Монтескье, Гердер).
Особую популярность проблема Н.
приобрела у романтиков. Однако разные романтики вкладывали в это понятие неодинаковый
смысл.
Народное в литературе не сводимо к
фольклорному и к языковому элементам, хотя со времени Данте (его известного
трактата «О народной речи», 1304—1308) национальный колорит и простонародность
языка составляет одну из сторон Н.
В 30-е годы XIX века Н. Гоголь в одной из своих
статей о А. Пушкине сформулировал мысль, что «истинная народность состоит не в
описании сарафана, но в самом духе народа». В этом определении Н. как идейного,
а не формально-изобразительного признака литературы национальное и демократически-народное
не расчленены.
Достижением эстетики русских
революционных демократов было политическое заострение проблем Н. с учетом
интересов угнетенного трудового крестьянства. Так, В. Белинский в поисках
существа Н. в литературе перешел от такого критерия, как изображение писателем
картин русской народной жизни («Литературные мечтания»), к обоснованию демократических
идеалов литературы, ее антикрепостнического пафоса.
Русский реализм XIX века дал блестящие образцы Н. в
литературе во всей многогранности этого понятия. Н. как главную движущую силу
русской литературы охарактеризовал в целом ряде своих статей Н. Добролюбов.
Понимание Н. у революционных демократов было противопоставлено официальной
формуле Н., которую выдвигали правящие верхи царской России («православие, самодержавие,
народность»). |