Основные подходы к лирическому
стихотворению классического типа мы попытаемся
показать на примере анализа стихотворения Ф.И.
Тютчева "Последний катаклизм" (1830).
Многие годы для Ф.И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В
этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну
Денисьеву – прекрасную русскую девушку.
Стихотворение Н.Гумилева «Жираф» датируется 1907
годом, Париж и является одним из наиболее известных произведений этого
поэта. Оно представляет собой классический образчик такого направления в
литературе как акмеизм.
Для Тютчева характерно представление о всеобщей
одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний
человеческой души. Это представление во многом определило не только
философское содержание, но и художественные особенности тютчевской
лирики.
Ни у кого из русских поэтов образцы
природы и стихи о природе не занимают столь исключительно ёмкого места,
как у Тютчева. Некрасов, открывший Тютчева широкой читательской публике,
видел едва ли не главное достоинство его стихотворений в «живом,
грациозном, пластически верном изображении природы.
В основе стихотворения - развернутая антитеза,
противопоставление двух центральных образов -
дня и ночи, олицетворяющих собой два состояния
человеческой души.
Стихотворение посвящено баронессе Амалии
Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился,
когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он
почувствовал себя околдованным и влюбленным.
Стихи Тютчева о любви носят характер
обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус
писал: «Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на
какую была поднята его лирика природы».
Стихотворение
Ф.И.Тютчева «Безумие», датируемое предположительно
1830 годом (опубликовано в 1834), является,
по мнению В.В.Кожинова, «загадочным» и
пока не нашедшим «убедительного толкования».
В собраниях тютчевской
лирики произведение, о котором пойдет
речь, обычно стоит на одном из последних
мест. И это – не простая хронологическая
формальность.
Стихотворение построено так, что текст его отчетливо членится на
сегменты: два больших композиционных отрывка по две строфы в каждом
взаимно соотнесены нумерацией, синтаксическим и смысловым параллелизмом.
Тютчев - мастер пейзажной лирики. Его стихи-
это зарисовки различных времён года. Поэт в нескольких четверостишиях
может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт небывалой совестливости, горькой
иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и
страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так
горько говорит автор о своем народе.
Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем
творчестве он сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил ее
"темные стороны” во всей их драматичности и незаурядности. Некрасов не
только "заземлил поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу”.
«Тройка» - первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской
«доли» и первый эскиз народного женского образа. Это произведение стало
русской песней, вошло в фольклор, что свидетельствует о его глубокой
народности.
Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью
отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в
частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных
русской женщине, сестре, матери.
Лирический герой Высоцкого – это не только человек действия, но и
философ, мучительно размышляющий о жизни и смерти, о добре и зле, о
времени и судьбе, своей судьбе и сущности человека, о смысле жизни.
И в мирное время Высоцкий испытывает своего лирического героя в
экстремальных ситуациях, на изломе событий, в которых сущность человека
проявляется наиболее отчетливо.
Каковы устремления лирического героя Высоцкого в этом дисгармоничном
мире – уже не сказочном, а реальном? Что он любит? В чем ищет спасения?
Поэт прямо называет то, что он "не любит". Об этом песня "Я не люблю".
Любимого лирического героя Высоцкого мы узнаем и в его
песнях-сказках. Сам Высоцкий говорил о том, что он ценит прежде всего в
человеке: "В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума.
Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать
условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и
философская сатира у Высоцкого присутствует в песнях на самые разные
темы.
Лирического героя Высоцкого трудно представить себе вне экстремальной
ситуации: лагерной или иной. Война, как известно, ярче всего
раскрывает, обнажает то, что до поры скрывалось в душе человека, и этим
тоже объясняется интерес поэта к военной теме.
Лирический герой Высоцкого многолик, это личность широкого размаха и
диапазона чувств (исконно национальная русская черта) не только в
пределах всего поэтического наследия поэта, но и в пределах одной темы, в
том числе темы лагерной.