Пятница, 26.04.2024, 12:53


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ТЮТЧЕВ

Целостный анализ стихотворения с опорой на картограмму. Ф.И.Тютчев. День и ночь.

В основе стихотворения - развернутая антитеза, противопоставление двух центральных образов - дня и ночи, олицетворяющих собой два состояния человеческой души.

Оба образа воссоздаются через последовательный ряд эпитетов (поэтических ассоциаций). День – "златотканый покров", "блистательный покров", "земнородных оживленье", "души болящей исцеленье", "друг человеков и богов", т.е. воплощает в себе радость. и свет.. Ночь. – "бездна с своими страхами и мглами", "мир роковой", "бездна безымянная", "мир таинственных духов", т.е. воплощает в себе страх и тьму.

Поэтому смена дня и ночи ("Но меркнет день - настала ночь") первоначально воспринимается как момент разрушения душевного спокойствия, поскольку ночь - это источник неприятных тревог и переживаний: "Вот отчего нам ночь страшна!"

Однако этот смысловой фокус, завершающий стихотворение, дополняется интонационным, выраженным с помощью функциональной паузы в конце строки "Сорвав, отбрасывает прочь...". Пауза в данном случае не только ритмически передает мгновенность смены дня и ночи, но и переводит антитезу в иной план, влечет за собой переосмысление основного вывода.

Ночь "срывает покров" дня, "обнажает" сокрытую от наших глаз "бездну", т.е. делает тайное, невидимое, нежеланное - явным, видимым, неизбежным. В итоге становится ясным второй смысл антитезы: день - это обман, а ночь - момент истины, она страшна именно потому, что ночью "нет преград" между человеческой душой и безграничностью, "бездной" мироздания. Ночью человек не может спрятаться от собственных тревог и переживаний; дневная суета отброшена - он остается один на один с собственной душой, один на один со Вселенной. По-видимому, не каждый способен справиться с этим состоянием без страха.

Однако это состояние не страшит того, чья душа соизмерима с безграничностью жизни, чья душа стремится к познанию Истины. Для таких душ "другом" служит не обманчивый свет дня, а глубокая темнота ночи.


Категория: ТЮТЧЕВ | Добавил: admin (23.03.2012)
Просмотров: 3702 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0