Суббота, 21.05.2022, 19:05





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ТЮТЧЕВ

Анализ стихотворения «Весенние воды»
Ни у кого из русских поэтов образцы природы и стихи о природе не занимают столь исключительно ёмкого места, как у Тютчева. Некрасов, открывший Тютчева широкой читательской публике, видел едва ли не главное достоинство его стихотворений в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы. В этом нетрудно убедиться. Вспомним давно ставшее хрестоматийным стихотворение «Весенние воды»:

    * Ещё в полях белеет снег,
    * А воды уж весной шумят -
    * Бегут и будят сонный брег,
    * Бегут и блещут и гласят…
    * Они гласят во все концы:
    * «Весна идёт, весна идёт!
    * Мы молодой весны гонцы,
    * Она нас выслала вперёд!»
    * Весна идёт, весна идёт!
    * И тихих, тёплых майских дней
    * Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней. В этом стихотворении автор заметно выделил тему весны, всё здесь связано между собой: смысл, слова, звуки; Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, чувствуется приближение весны. Спецификой поэзии Тютчева являются изображение движения и повторы слов, особенно в «Весенних водах». Ещё Лессинг заметил,  что  специфическим  предметом  поэзии  является изображение  действия.  Стихотворение  Тютчева  достигает  сильного художественного эффекта не в последнюю очередь именно потому, что она исполнена сильного динамизма. Динамизм тютчевской пьесы формально выражается больше всего в повторах слов. Вся композиция стихотворения «Весенние воды» строится на повторах. В стихотворении слово в стиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти с новым смыслом и новой энергией. Они те же и не те. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят») передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннее половодье и поэзию чувств. Очень близкое к тому, что происходит со словами,  происходит  и  в стихотворении и со звуками: «бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят, они гласят…» Здесь легко заметить внутренне стройную систему звукописи, строгий и стройный звуковой ряд. Со звуками и словами в стихотворении происходит то же, что с тютчевской природой: в них ощущается дыхание жизни.

У Тютчева живёт не только то, что он изображает, но и как бы сам материал изображения. Стихотворение «Весенние воды» характерно для тютчевской поэтики. Но само по себе оно может принадлежать в равной мере и поэту-реалисту и поэту- романтику. О художественном методе Тютчева нельзя судить по какому-либо отдельному его стихотворению. Метод Тютчева-поэта выявляется в системе его лирики и поэтическом контексте. То, что мы отметили как собственную, индивидуальную черту в стихотворении «Весенние воды» (его сильный динамизм), является свойством всех стихов Тютчева о природе. Лирика Тютчева вообще богата не столько красками, сколько движением. Стихи его, как правило, представляют собой не картины, а сцены… Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал ещё в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Вот так она выглядела в «немецком» варианте, впервые напечатанная в 1829 году в журнале «Галатея», который издавал в Москве Раич:

    * Люблю грозу в начале мая:
    * Как весело весенний гром
    * Из края до другого края
    * Грохочет в небе голубом!

И вот как эта первая строфа звучит уже в «русской» редакции, то есть переработанная поэтом после возвращения в Россию:

    * Люблю грозу в начале мая,
    * Когда весенний первый гром,
    * Как бы резвяся и играя,
    * Грохочет в небе голубом.

Именно это стихотворение у нас ассоциируется с первыми раскатами грома весной. В стихотворении «Вчера, в мечтах обвороженных…» Тютчев, изображая движение солнечного луча, стремится ухватить и словесно обозначить каждый его новый ход, каждый момент. Движение показывается как бы замедленно, и благодаря этому оно выявляется особенно чётко:

    * Вот тихоструйно, тиховейно,
    * Как ветерком занесено,
    * Дымно-легко, мглисто-лилейно,
    * Вдруг что-то порхнуло в окно.
    * Вот невидимкой пробежало
    * По темно-брезжущим коврам,
    * Вот, ухватясь за одеяло,
    * Взбираться стало по краям, -
    * Вот, словно лента, развеваясь,
    * Меж пологам развилось…

Слово в о т в этом стихотворении - прямое указание на новое состояние, новую фазу в движении. Тютчев вообще любит слова, которые обозначают, неустойчивость во времени, сигнализируют об изменениях. Помимо слова «вот», это слова «ещё», «когда», «теперь» и особенно любимое слово «вдруг»: «Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё…»; «ещё минута, и во всей неизмеримости эфирной раздастся благовест всемирный победных солнечных лучей…», « вдруг солнца луч приветный войдёт украдкой к нам…» А Лев Николаевич Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»

    * Как ни гнетёт рука судьбины,
    * Как ни томит людей обман,
    * Как ни броздят чело морщины,
    * И сердце как ни полно ран,
    * Каким бы строгим испытаньям
    * Вы не были подчинены, -
    * Что устоит перед дыханьем
    * И первой встречею весны!

А летом, когда мы видим сгустившиеся грозовые тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские стихи:

    * Зеленеющие нивы
    * Зеленеют под грозой

Категория: ТЮТЧЕВ | Добавил: admin (23.03.2012)
Просмотров: 8908 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, метафора, анализ стихотворения, стихотворный размер, сравнение | Рейтинг: 5.0/16
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0