Стихотворение посвящено баронессе Амалии
Крюденер, с которой Ф.И.Тютчев познакомился,
когда ей было 14 лет. Пораженный ее красотой, он
почувствовал себя околдованным и влюбленным.
Впечатления от этой встречи легли в основу
стихотворения "Я помню время золотое..."
Последняя встреча с Амалией Крюденер в 1870 г.
вызвала в душе поэта не только светлые
воспоминания о прошлом, но и потребность излить
свои чувства в новом стихотворении, которое было
написано "на одном дыхании" 26 июля 1870 г.
Как в свое время А.С.Пушкин (вспомним его "Я
помню чудное мгновенье..."), Ф.И.Тютчев выбирает
форму обращения к любимому и дорогому другу,
которого автор уже давно не видел и встреча с
которым пробуждает в нем нежные, светлые,
радостные чувства, память о давно ушедших
"золотых днях" его молодости. Все это
создает особую доверительность повествования,
придает спокойное, размеренное звучание всему
стихотворению, что поддерживается и ритмической,
и звуковой, и образной организацией стиха.
Так, поэт использует обилие гласных в сочетании
с согласными "л", "н", "р".
Четырехстопный ямб с многочисленными
пиррихиями, приближающий стихотворение к
прозаической речи, традиционные
четырехстрочники с перекрестной рифмовкой,
точная рифма, свойственная классической русской
поэзии, - все это делает стихотворение простым и
ясным по форме.
Мотивы нежной и радостной памяти вырастают из
настойчивых инверсий: "как поздней осени
порою", "когда повеет вдруг весною", "с
давно забытым упоеньем смотрю на милые черты",
"я вспомнил время золотое" - которые
усиливают образную выразительность наиболее
значимых слов.
С помощью повторов в заключительной строфе
усиливается эмоциональность стихотворения,
ощущение радости от встречи с давно знакомым
другом. Именно к этой женщине он обращается в
своей памяти, с ней связывает наиболее
замечательное время в своей молодости. Поэтому в
стихотворении большую роль играют эпитеты ("золотое
время", "отжившее сердце") и
гипербола ("вековая разлука"),
которые помогают почувствовать настроение
внутренней приподнятости, радости, приятного
возбуждения от встречи с любимым человеком. Это
настроение передается также с помощью
метафорического сравнения пробудившихся чувств
с весенним дуновением посреди поздней осени (2-3
строфы).
Третья строфа заканчивается смысловым фокусом
стихотворения: "С давно забытым упоеньем
смотрю на милые черты..." Эта ключевая фраза
помогает понять художественную идею
стихотворения: значимость новой встречи, которая
пробудила в человеке прежние чувства, напомнила
о "золотом" времени молодости и любви.
Многоточие в конце этой и других строф
выполняет роль функциональной паузы, отражающей
избыток чувств и эмоций в душе поэта.
Интонационный фокус в заключительной строфе ("И
то же в вас очарованье, и та ж в душе моей
любовь!.."), оформленный восклицательным
знаком с многоточием, передает ощущение
"невысказанности", поскольку все, что
переполняет душу поэта, невозможно передать
словами.
Это стихотворение - подлинный шедевр любовной
лирики Ф.И.Тютчева, не только свидетельствующий о
художественном мастерстве поэта, но и
позволяющий понять, что "любви все возрасты
покорны", что и в 67 лет можно испытать такие же
пылкие чувства, что и в 20... |