Основные подходы к лирическому
стихотворению классического типа мы попытаемся
показать на примере анализа стихотворения Ф.И.
Тютчева "Последний катаклизм" (1830).
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Анализ начинаем с поэтики заглавия, так
как в нем содержится главный лирический образ,
скрыта главная для поэта эмоция и философская
идея. По сути дела, название отражает авторское
понимание текста. Прилагательное
"последний" обозначает события,
происходящие на грани, у последней черты.
Само слово "катаклизм" (не
"превращение" или "изменение", близкие
по смыслу) подчеркивает философский смысл
стихотворения. Судя по названию, можно
предположить, что в тексте будет развернута
картина из Апокалипсиса, рисующая последний день
творения. Однако Тютчев -- оригинальный
поэт-философ. Для него последний день окажется
первым днем нового творения.
Стихотворение состоит из одной строфы
(монострофы) -- катрена (четверостишия). Однако
композиционно эта строфа делится на две части --
первые два стиха (стихотворные строки) и
последние два.
Это деление содержательно, оно отражает
два основных мировых процесса (разрушения и
созидания), которые даны в двух симметрично
расположенных в тексте глаголах
"разрушится" и "изобразится".
В стихотворении присутствуют две стихии
-- земли и воды. Рисуя гибель земли под водой,
Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом
потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В
самом этом обращении есть одновременное
указание на гибель и спасение.
Философский характер стиха
подчеркивается внесубъектным построением --
отсутствием местоимений "я", "ты",
"мы" и т д., которые воплощают в стихе образ
человека. Стихотворение несет в себе философское
обобщение. Об этом свидетельствует и выбор
лексики -- не эмпирической, а предельно
отвлеченной ("последний час природы", "все
зримое", "божий лик").
Процесс разрушения "закреплен" в
синтаксисе стиха: для первых двух строк
характерна глубокая инверсия (неправильный,
обратный порядок слов в предложении). Сравните
для примера обратный порядок слов (предложение с
инверсией) и прямой:
"Когда пробьет последний час
природы...";
"Когда последний час природы пробьет ..."
В первом случае ударение, падающее на
конец, определяется законами стихового
построения, во втором -- оно логическое.
Инверсия исчезает в последней строке,
что соответствует процессу созидания. Последняя
строка стиха выделяется не только отсутствием
инверсии ("И божий лик изобразится в них!"),
не только восклицательной интонацией,
отражающей особую патетичность фразы, но и
фонетически звук "и", многократно
повторенный, по-особому инструментирует
концовку стиха "И божий лик изобразится в
них!"
Стихотворение "Последний
катаклизм" написано пятистопным ямбом с
мужскими (ударными -- "земных", "них") и
женскими (безударными -- "природы",
"воды") окончаниями. Рифмы в стихе как
грамматические (природы -- воды), так и
неграмматические (земных -- них). Перекрестные,
открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые
(оканчивающиеся на согласный звук). Все это
построение стиха основано на законе
двойственности, "бинарности", что
отражается прежде всего на содержательном
уровне.
Наряду с первой строкой ("Когда
пробьет последний час природы"), где нет ни
одного метрического сбоя, представлен чистый
ямб, который выражает неумолимость и
неотвратимость наступления "последнего
часа", все остальные строки содержат
отступления (они приходятся на основные в
смысловом отношении глаголы "разрушится",
"изобразится"). Отсутствие ударения
называется пиррихий. Представим вторую
строку стиха "Состав частей разрушится
земных" как метрическую схему (сочетание
ударных и безударных слогов, обозначив U --
безударный, I -- ударный):
UI/UI/UI/UU/UI.
Четвертая стопа, приходящаяся на глагол
"разрушится", окажется "облегченной",
пиррихиической.
Особенно много отступлений возникает в
третьей строке ("Все зримое опять покроют
воды"):
II/UU/UI/UI/UI/U.
В первой стопе появляется сверхсхемное
ударение, называемое в стихосложении спондеем (II
-- два слога ударных). Вторая стопа
пиррихиическая, с пропуском ударения.
В целом большое количество сбоев в этой
строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в
ней скрыто обозначена человеческая трагедия.
Последний катаклизм разрушит не только
"состав земных частей", но и обернется
человеческой трагедией. На первый взгляд, в
стихотворении нет места человеческому. Как мы
отметили вначале, стихотворение является
громадным философским обобщением. Однако
выражение "все зримое" (от старославянского
слова "зрак" -- "глаз") включает в себя и
человеческий план, поэтому строка как бы
окрашена человеческой эмоцией, нарушающей
привычный ритм стиха.
Предложенный анализ, как уже отмечалось
выше, не является "ключом", с помощью
которого можно "открыть" любой поэтический
текст. |