За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан «Летний
вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных
тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над ними
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног
Коснулись ключевые воды.
Я хочу сравнить эти два стихотворения. Прежде всего, хочется обратить
внимание на то, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не
упоминается небо. Напротив, в нём говорится о земле и всем, что с ней
связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев
говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот—вот упадет на
«сиротеющую» землю, небо устало. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Всё стремится вверх, оторваться от земли.
Все понятия, связанные с небом я выделил жирным шрифтом. Звёзды
«приподнимают» небесный свод (в «Осеннем вечере» он «падал», в этом же
стихотворении его поднимают еще выше, чем он был). Всё стихотворение
«Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод,
«трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении
отсутствуют резкие движения, всё плавно, медленно. В «Осеннем вечере»
все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги,
между тем как в «Летнем вечере» всё мирно, «грудь дышит легче и
вольней».
В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в
«Осеннем вечере» темные, размытые, мрачные. Противопоставления
вообще характерны для творчества Тютчева.
Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли,
как это и произошло со стихотворениями «Осенний вечер» и «Летний
вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх—низ;
свет—тьма; жизнь—смерть; покой—буря.
Мне кажется, что благодаря сравнению этих стихотворений мне удалось
показать, как Тютчев прекрасно мог изобразить абсолютно разные пейзажи,
разные состояния природы и через них изменчивость состояний человека. Человек
в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий,
как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он
велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие
человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих
исторических событий.
В лирике Тютчева человек осознает немыслимую прежде и пугающую его
свободу: он понял, что нет над ним Бога, что он один на один с природой —
утрачена надежда на «сочувствие небес». Человек «жаждет веры, но о ней
не просит», так как «смысла нет в мольбе». Тютчев нередко выражает
мотивы гуманистического отчаяния — скорбит по поводу недолговечности
человеческого рода. Но в его поэзии всегда доминирует голос борца,
бросающего вызов судьбе.
Тютчев ищет для человеческой души прочную и реальную опору —
понимание жизни как целого, ее общего смысла, общих законов. Он не
приемлет механического описания мира, поэт воспринимает природу и человека, как живое единство:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа, как и человек, живет, по мысли Тютчева, своими собственными
силами. Тютчев постоянно сравнивает человека с природой — и часто,
казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь
хрупка, ничтожна — природа вечна, нетленна; природе свойственна
внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем» — человек
раздвоен, противоречив. Однако стихи поэта не просто констатируют
слабость человека — они рождают томительное ощущение разлада его с
окружающим миром и беспокойную мысль:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в
себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли,
индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само
сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония,
порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Сознание пробуждает
потребность «высшей жизни», жажду идеала. |