И в мирное время Высоцкий испытывает своего лирического героя в
экстремальных ситуациях, на изломе событий, в которых сущность человека
проявляется наиболее отчетливо. Лирический герой Высоцкого – это человек
действия, с истинно мужским характером, его невозможно представить
равнодушным и успокоившимся, он всегда в исканиях, он всегда проходит
проверку на прочность, силу характера, человечность. Стихи Высоцкого не
бывают "созерцательными" (хотя часто бывают философичными). Особую
тематическую группу среди стихов Высоцкого составляют песни об испытании
личности, о единоборстве со стихией. Это и "Дорожная история", и
морские песни, и "альпинистские" песни, написанные для кинофильма
"Вертикаль" – "Прощание с горами", "Песня о друге" и многие другие.
Песня о друге
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни! –
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик, –
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял – хмельной, –
Значит, как на себя самого
Положись на него!
1966
Высоцкий и в этом, и в других стихотворениях не просто рассказывает о суровых испытаниях
– он и читателей-слушателей подвергает серьезному испытанию, погружает в атмосферу драматизма,
делает их участниками событий. Высоцкий, как правило, драматизирует действие (это излюбленный
его прием), достигая потрясающего воздействия на слушателей. Он создавал "песни-роли",
вживаясь в образы персонажей – героев его произведений. Каждая его песня – это моноспектакль,
где Высоцкий был и актером, и драматургом, и режиссером, и прежде всего поэтом.
|