В биобиблиографическом справочнике «Зарубежные писатели»,
выпущенном издательством «Просвещение», дана довольно полная биография
Роберта Луиса Стивенсона.
Утверждают, что для большинства читателей «Робинзон Крузо» Даниеля
Дефо навсегда остается детской книгой, чтение которой с благодарностью
вспоминают и до старости. Но вот о личной жизни писателя сведения
имеются весьма скудные.
Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не
закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: «В
пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин». Стоит вспомнить об
этом, когда будем говорить о рассказе «Сказание о Кише».
Чтение и изучение сказки Андерсена «Снежная королева» представляет
для учащихся 5 класса некоторые объективные трудности: «Андерсеновская
сказка... стала многослойным, многоуровневым произведением. И оно
вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье.
Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы
она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если
логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все
уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность,
связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени
благодаря урокам литературы.
Курс литературы 6 класса объединен центральной темой «Человек и его
поступок». Помимо тематического и хронологического принципа организации
программы, помимо теоретико-литературных оснований, определяющих ее
строение и поступательное освоение материала, важным является также
принцип его проблемной организации.
В 6 классе происходит знакомство учащихся с некоторыми
библейскими текстами и формируется первичное представление о Библии как
своде книг различного жанра, которые с религиозной точки зрения
являются Священным Писанием Божественного происхождения, записанным
«через человеческих посредников» и человеческими средствами. Поэтому
Библия имеет и земную свою историю.
История об Иосифе представляет собой, по мнению исследователей
(Г. В. Синило), настоящую реалистическую новеллу, имеющую
самостоятельное значение в Книге Бытия.
Сказание о Самсоне — один из самых знаменитых эпизодов Книги Судей —
является небольшим по размерам героическим эпосом, повествующим о
судьбе легендарного героя. В его образе присутствуют черты
фольклорного, мифического персонажа.
Книга Руфь написана в жанре назидательной повести-притчи,
исполненной реалистических подробностей, а конкретный сюжет служит
иллюстрацией нравственного тезиса и носит вечный характер.
Завершает знакомство ребят с библейскими сказаниями история Давида и
Голиафа. Несмотря на то что текст является относительно простым для
восприятия, необходимо вспомнить, что именно эпоха правления царя
Давида и его сына Соломона...
Анализ литературного произведения в школе должен быть ориентирован на
развитие разных сторон деятельности читателя и способствовать переходу
каждого ученика на более высокие уровни.
Следуя положенной нами традиции постепенно включать в курс
литературы переводные произведения, обучая ребят приему сравнения
переводов, мы обратимся к балладе Ф. Шиллера «Перчатка» в переводах
русских классиков.
В «Повестях Белкина» человек оказывался сложнее внешнего взгляда
на него, по возможностям своим шире предопределений реальной судьбы,
богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни.
Рассказ учителя об отношении к Петру и Петровской эпохе. Пересказ
сюжета поэмы. Выразительное чтение отрывков. Создание словесных
иллюстраций к поэме и обсуждение их в классе.
Размышление Пушкина о причинах исторического бессмертия —
своеобразие художественного видения поэта. Испытание ценности человека
временем. Анализ композиции. Иллюстрации к поэме.
«Парус» — прекрасная и сложная страница лирики Лермонтова. Для
многих поколений стихотворение это стало заветным поэтическим
признанием, символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков,
мужественного и гордого противостояния высокой души ничтожному миру.
На втором этапе литературного образования (5—6 классы) основной
задачей обучения является формирование способностей видеть отличие
одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и
художественной манеры писателя.
После ряда изученных в курсе программы произведений прочитанная
самостоятельно «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем» Н. В. Гоголя порой вызывает у ребят недоумение.
Читательское восприятие далеко не сразу осознается самими школьниками и
не всегда открыто учителю литературы. Сложная работа чувств,
воображения, памяти, мысли, которая происходит в процессе чтения
художественного текста, не сразу обретает законченные формы выражения.
Стихотворение Некрасова особых психологических сложностей для
его восприятия в себе не таит. Это позволяет строить разбор «Забытой
деревни» на устном рисовании, оживлении тех сценок, из которых
слагается картина народных бедствий.
Дети знакомы со сказками из личного зрительского и читательского
опыта, школьного изучения сказок в начальных и последующих классах. В
русских народных сказках добро всегда побеждает зло.
«Баснословный склад легенды», яркая игра со словом поражают с
первых ее строк. Перечитаем в классе начало произведения и подумаем,
чем оно необычно. «Когда император Александр Павлович окончил венский
совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах
чудес посмотреть.
Итак, Левшу в Англию отправляют при блохе и при курьере. В Лондоне
ему суждено познать славу, а вернувшись в Россию — нелепо и бесславно
погибнуть. Формулируем проблемный вопрос, родившийся на первом уроке, и
постараемся разрешить его в аналитической беседе: «Почему трагически
сложилась судьба русского гения? Случайна ли эта трагедия?» Обратимся к
эпизоду «Левша в Англии».
5—6 класс — особый период литературного развития школьников,
когда «наивный реализм» в отношении к искусству побуждает читателя
рассматривать художественное произведение как «каплю» действительности.