Пятница, 22.11.2024, 17:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Давид и Голиаф
16.09.2014, 15:11
      Завершает знакомство ребят с библейскими сказаниями история Давида и Голиафа. Несмотря на то что текст является относительно простым для восприятия, необходимо вспомнить, что именно эпоха правления царя Давида и его сына Соломона (X в. до н. э.) — время наибольшего подъема и могущества израильского государства. Именно царь Давид создает столицу — Иерусалим и предназначает его для хранения главных Божественных святынь. Именно с этого периода начинается первая кодификация библейских текстов, систематически ведутся хроники.
      Для чтения в 6 классе предлагается один из эпизодов бурной и противоречивой жизни будущего царя, который стал неотъемлемой частью мировой художественной культуры, источником вдохновения живописных (Караваджо «Давид с головой Голиафа»), скульптурных (Донателло, Микеланджело) и музыкальных образов (Ф. Гендель, К. Сен-Санс).
      Необходимо предварить историю битвы Давида и Голиафа кратким введением, в котором рассказать о том, как Бог предназначил Давида на царство и послал Своего пророка найти его, сказав только, что он сын Иессея. Это очень красочный рассказ, и ребята сразу говорят, что он чем-то напоминает поиски принцем Золушки. Пророк принимает за избранника каждого сына, которого ему подводит хозяин дома, но избранник — Давид, самый младший сын, пасущий стада овец, — появляется в самый последний момент.
      Но Господь говорит: «...не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16: 7). Увидев Давида, пророк исполнил Божественное повеление, провел обряд помазания, и с тех пор Дух Господень почил на Давиде.
      Кто еще из персонажей сказаний ощутил на себе благодать Господа? С чем сопряжено исполнение этого высшего долга?
      Ребята вспоминают, что Самсону от рождения было предназначено обетование Духа Господня, что Иосифу в его снах было предсказано его предназначение. На пути исполнения долга герои переживали много испытаний, и оба пережили предательство женщин, которое не сокрушило Иосифа, но стало роковым для Самсона.
      Какое же испытание ожидало Давида? Часто ребята называют таким испытанием бой с Голиафом, что верно лишь отчасти и указывает на неполноту понимания сути сказания. Необходима система дополнительных вопросов и заданий, которые позволят прояснить подлинную историю.
      Каким предстает перед нами Давид по тексту Библии?
      Он белокур, приятен лицом, с красивыми глазами, видный собой. По характеру он человек храбрый, воинственный, разумный в речах; умеет играть на гуслях. Только он своей игрой на гуслях облегчает страдания царя Саула, когда злой дух возмущал его. Давид понравился царю, и тот сделал его оруженосцем. Со временем Давид вернулся к стадам своего отца.
      Почему старший брат Давида на поле сражения так презрительно отзывается о его высокомерии и говорит о его дурном сердце? Почему, как и в случае с Иосифом, самые близкие люди оказываются враждебно настроены к герою?
      Этот вопрос оказывается очень сложен для ребят, и это не случайно. В самом начале истории, когда пророк не узнает избранника Господа, он хочет помазать старшего брата, который, вероятно, производит на него благоприятное впечатление. Но отношение Елиава (старшего брата) к младшему, Давиду, так же как и отношение братьев к Иосифу, говорит о зависти и боязни соперничества, непонимании высоких внутренних достоинств Давида.
      Далее работа организуется по группам, и каждая группа предлагает свой вариант сценария битвы.
      Ребята разбивают содержание главы 17 на эпизоды, отмечая ее сценичный характер, ведь она «так и просится в кино». Вот пример подобного сценария (в сокращении).
      Долина, разделяющая две горы. На склонах разбиты лагеря филистимлян и израильтян. Ярко светит солнце.
      Крупным планом показывается могучий Голиаф в полном боевом вооружении, впереди него идет оруженосец.
      Голиаф громко ругает своих врагов, и эхо далеко разносит слова.
      Давид идет по дороге и несет хлебы и сыры.
      Давид пришел в лагерь, оставил припасы в обозе и бежит к братьям.
      Неожиданно он слышит угрозы Голиафа и удивляется тому, насколько все боятся его.
      Давид интересуется, как царь наградит победителя Голиафа, и ему говорят о царской награде.
      Старший брат — он в полном военном вооружении — начинает бранить Давида и оскорблять его за праздное любопытство, ведь они — воины, а Давид просто пастух, который неизвестно на кого оставил свои стада.
      Давид не обращает на него внимания и разговаривает с другими людьми.
      Давид в простой одежде стоит перед Саулом в его шатре. Саул одет богато, по-царски. Давид стоит перед ним в простой одежде, в руке посох.
      Давид бесстрашно обещает сразиться с Голиафом.
      Саул поднимается с кресла, подходит к Давиду и ласково пытается отговорить его. Лицо Саула дается крупным планом.
      Давид, откинув голову и жестикулируя, показывает, как он расправлялся с дикими зверями. Он делает движение, как будто хватает льва за гриву и ударяет его о землю.
      Крупный план. Лицо Давида, который говорит, что Господь избавит его от руки Голиафа.
      На лице Саула выражается сомнение.
      Саул предлагает Давиду военные одежды и осматривает, как все это на нем сидит.
      Давид начинает ходить в этих одеждах, пытается вытащить меч, но броня затрудняет его движения, он спотыкается и чуть не падает. Шлем валится с его головы.
      Давид встает, снимает вооружение и остается в чем был.
      Давид у ручья. Вода чистая, прозрачная. Крупным планом он видит пять гладких камней, вынимает их, подбрасывает каждый на руке. Они плотно ложатся ему на ладонь.
      Снова долина, по склону спускается Давид, в руке посох, сумка на плече. Навстречу ему Голиаф. Он бряцает броней, размахивает щитом и замахивается копьем. Впереди идет оруженосец.
      Голиаф увидел Давида, его лицо скривилось: «Что ты идешь на меня с палкой, разве я собака?»
      Давид бесстрашно смотрит на него и говорит: «Ты идешь с мечом, и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа. Не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа и Он предаст вас в руки наши».
      Голиаф подходит ближе, а Давид бежит навстречу ему. Вытаскивает из сумки камень, обматывает пращой, и камень летит вперед.
      Голиаф падает вперед, во лбу у него торчит камень. Одна рука по-прежнему сжимает копье, а другая — щит.
      Давид вытаскивает меч его из ножен и отрубает голову. Филистимляне сначала отступают, а затем бегут от израильтян, которые гонят их по долине.
      Данный вариант сценария показывает, что активно работает только воссоздающее, а не творческое воображение. Ребята освоили принцип членения содержания на последовательные эпизоды и еще не справляются с приемами монтажа, не видят возможностей творческого движения субъективной и объективной камеры, хотя с первоначальными приемами сценария их уже знакомили в 5 классе.
      Ребята получают задание написать по группам три варианта эпизода битвы (субъективная камера): глазами Давида, глазами Голиафа и постороннего наблюдателя. Интересно, что в качестве постороннего наблюдателя ребята выбрали птичку, которую интересуют только мошки, вьющиеся перед лицами соперников.
      В другом классе ребята получают задание описать ключевые эпизоды 17 главы.
      1. Вызов Голиафа. Долина между двумя горами. На склонах гор расположены лагеря филистимлян и израильтян. Огромный воин Голиаф в полном вооружении в сопровождении оруженосца, в сравнении с которым он выглядит еще больше, вызывает противников на бой.
      2. Приход Давида в лагерь. Растерянность израильтян, безуспешные попытки найти единоборца против Голиафа.
      3. Обещание Давида перед Саулом убить Голиафа. Он показывает, как сражался с медведями и львами.
      4. Без доспехов. Давид снимает с себя доспехи Саула. На его лице решимость и чувство облегчения.
      5. Сбор камней. Давид собирает камни, кладет их в суму, берет в руки посох и приближается к Голиафу.
      6. Голиаф рассерженный. Голиаф сначала обижается, что против него выступает мальчишка с палкой. Он проклинает Давида и грозит ему.
      7. Обличение Давида. Давид говорит о Господе, который уничтожит Голиафа.
      8. Бросок камня. Могучий Голиаф в доспехах, с щитом, копьем и мечом на поясе лежит, раскинув руки, лицом вниз.
      9. Ребята в целом верно понимают, что источник победы Давида — Дух Господень, который почил на нем с тех пор, как он был благословлен пророком. Но почему же он сначала надевает доспехи Саула? Давид еще юноша, он очень молод. Его сила, подкрепленная Господом, против природной, животной силы была для него органична и естественна. Против воина, вероятно, может идти только такой же воин в полном боевом вооружении. Надев доспехи и опоясавшись мечом, Давид не может ходить, он не привык так двигаться и решительно снимает их с себя. Он остается верным себе, и ничто не заставит его изменить доверию к Высшей силе, которая ведет и хранит его. И именно после этого он идет собирать камни для своей пращи, и в диалоге с Голиафом он ни минуты не сомневается в своей победе.
      10.Так постепенно ребята начинают осознавать, что именно этот эпизод с доспехами является смыслообразующим элементом истории. С этим заданием тесно связано и последующее, когда ребятам предлагается рассказать, каким они видят скульптурный портрет Давида. Это задание обычно нравится учащимся, и они предлагают разные варианты (приведем фрагменты): «Давид прицеливается камнем, и кажется, что он сейчас вырвется из его рук»; «Огромный Голиаф лежит на земле, а маленький Давид с кудрявыми волосами вынимает его меч»; «Давид — юноша невысокого роста, худенький, спокойный, в то же время сильный, так как он боролся со львами, чтобы спасти овец»; «Давид спокойно стоит, он в коротком хитоне, а на плечах держит овечку». Все портреты ребят выполнены в реалистическом стиле (что соответствует их возрастному развитию) и в принципе обнаруживают понимание сути характера Давида, ведь его помощь и защита — Дух Господень. Это помогает ребятам обнаружить замысел Микеланджело, который дает свою интерпретацию этого библейского образа.
      Необходимо рассказать ребятам, что статуя Давида работы скульптора Микеланджело создана в начале ХVI в. по заказу Флорентийской республики и установлена на площади перед зданием городского самоуправления. Это монументальное произведение высотой 5,5 м изваяно из мрамора и изображает обнаженного юношу, в левой руке сжимающего пращу.
      Беседа с ребятами строится по следующим вопросам. Почему скульптор изобразил Давида обнаженным? В курсе истории Древнего мира ребята знакомились с культурным наследием Древней Греции и Рима и поэтому вспоминают античные статуи, воспевающие красоту человеческого тела, передающие его малейшее движение.
      Почему скульптор решил делать статую таких огромных размеров? Бесспорно, это связано с общественным характером статуи. Она рассчитана на восприятие с большого расстояния, в масштабах архитектурных сооружений, окружающих ее. Но, конечно, это и утверждение масштаба человеческой личности, веры в ее безграничные возможности.
      До битвы или после нее изображен Давид? Если мнения ребят различны, можно предложить им принять позу Давида (если есть соответствующая репродукция), постараться придать лицу его выражение: сдвинуть брови и напрячь лоб. Как только мимические мышцы примут это положение, у ребят не остается сомнений: здесь изображен Давид перед битвой. В теле не чувствуется видимого напряжения — нет налитых мышц, жестких бугров, сложной динамической позы. Но скрытая мощь, непоколебимая уверенность в собственных силах сквозит в спокойном развороте туловища, и левая рука готова к стремительному движению.
      Сравнение учащимися своих собственных описаний скульптурных изображений с Давидом Микеланджело приводит их к пониманию того, что интерпретация художественного образа зависит от той идеи, которую художник вкладывает в свое творение.
      Итогом изучения библейских сказаний могут стать конкурсы творческих работ учащихся, выполненных по данной теме.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2533 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0