Итак, уроки по сказке «Снежная королева» имеют давнюю традицию
изучения. Однако каждое новое поколение учителей вносит в разработки
все новые приемы.
Слово учителя:
— Сегодня на уроке мы подведем итоги изученного, вспомним, что
мы узнали нового об Андерсене, что писатель рассказал нам о своих
героях...
Учащиеся рассказывают об Андерсене: что родился он в Дании.
Отец его — бедный сапожник. От матери и бабушки слышал удивительные
истории, песни. Полюбил театр. Сам писал пьесы и разыгрывал перед
ребятами. Взрослым много путешествовал, наблюдал жизнь, собирал сказки,
по их мотивам создавал свои и т. д.
— С какими произведениями Андерсена вы познакомились?
(«Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» и
др. Книги Андерсена издаются во всех странах мира», — говорят
школьники и показывают те, которые они принесли для выставки книг
писателя и которые подготовлены к этому уроку. Рассказывают об
иллюстрациях, оформлении.)
Учитель. Сказки действительно принесли писателю мировую славу. «Короли считали за честь пожать его худощавую руку» (К. Г. Паустовский). А
он был поэтом бедняков. Ему выпало подлинное счастье быть обласканным
своим народом. Умер Андерсен в 1875 г., а в 1880 г. в Копенгагене в
Королевском саду был открыт памятник писателю с надписью: «Воздвигнут
датским народом».
— Как понять эти слова? (Андерсена любит народ и выражает свое особое отношение тем, что создает ему памятник.)
К доске приглашается ученик. Он рисует карту-схему путешествия Герды в поисках Кая.
Класс работает над предложенным учителем планом, который заранее написан на доске:
1. Добрые герои сказки и их враги.
2. Причина несчастий добрых героев.
3. Разлука.
4. Поиски.
5. Помощники добрых и злых героев.
6. Встреча. Спасение. Счастливый конец.
К какой из известных вам сказок может относиться такой план?
Назовите («Сказка о мертвой царевне...», «Царевна-лягушка», «Спящая
царевна», «Снежная королева» и др.).
Учитель. Действительно, этот план
подходит ко многим волшебным сказкам, народным и литературным. Почему
многие литературные сказки мы тоже можем назвать волшебными? В них
совершаются необыкновенные фантастические события — звери и птицы
говорят человеческим голосом, герои умеют колдовать, время бежит
необыкновенно быстро, как в жизни не бывает, и многие другие приметы
волшебства.
— А что значит сказка литературная? Это значит, у нее есть автор, писатель. Ее можно еще назвать писательской.
— Какие события составляют основу сказки? (Похищение Кая и поиски его Гердой.)
— Без каких помощников Герде не удалось бы найти Кая? (Школьники перечисляют помощников и рассказывают о них.)
— Покажите свои рисунки-схемы поисков Кая Гердой. (Учащиеся
рассказывают и показывают, каким был путь Герды и что встречалось ей в
пути.)
Далее школьники рассуждают, какие рисунки удачнее, какие даны с большими пропусками важных событий и встреч.
— Почему Герда ушла от старушки?
— Подумайте, почему мудрая финка отказалась варить для Герды
питье, которое дало бы ей силу дюжины богатырей. (Прослушивается диалог
финки и оленя.)
— Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием
Герды? (Надо было преодолеть чары Снежной королевы, не испугаться ее
войска, преодолеть колдовские чары тролля.)
— Подумайте, почему маленькая босая девочка оказалась победительницей сильных и злых врагов.
— Почему, когда появляется Снежная королева, сразу же
появляется беда? (Гибнут от жестокой и холодной королевы все: от ее
дыхания гибнут птенцы, замерзают растения.) Какой ее увидел Кай?
— Как Герде удалось сделать Кая прежним, добрым, как удалось разрушить чары Снежной королевы?
— Какие качества характера помогли Герде? (Горячее сердце,
верная любовь, мужество, самоотверженность, стойкость, доброта.)
— В чем сходство королевы и умеющей колдовать старушки? (Эгоизм, они все делали для себя.)
— Что же побеждает в сказке?
Домашнее задание: придумать собственную небольшую сказку, в которой шла бы речь об осколках зеркала... |