Читаем в пособии «Литература. 2003», а также в сборнике «Русские писатели XX века» комментарии к роману «Мастер и Маргарита». Они
выдержаны в положительном духе. Читаем еще несколько критических работ.
Везде даны поверхностные, противоречивые и одобрительные комментарии.
Это педагогическая ошибка. Роман вреден школьнику. Вот мои доводы.
Удивительно, что педагоги предлагают
изучать не лучшие (ранние) произведения Пастернака, а неудачный роман
«Доктор Живаго». Он включен в программу. Это ошибка. Мои доводы
следующие. Во-первых, напомню автокомментарии.
Биография. Начнем урок с показа
двух-трех портретов. Дети – стихийные физиономисты. Лицо писателя
произведет на них впечатление. Ахматова увидела Солженицына таким:
«Светоносец! Свежий, подтянутый, молодой, счастливый (и это уже после
войны и лагеря!).
Спустя
полвека после первых публикаций произведений В. Быкова стало ясно, что
они выделяются среди фронтовой прозы 1960-х годов своей тематической,
идейной и стилистической цельностью. Например, Огнев статью о творчестве
Быкова назвал «Возможности человеческого духа».
Одними из последних могикан
литературы советского периода были интереснейшие писатели Ф. Искандер и
И. Грекова. К сожалению, программа перегружена, и изучать их творчество
затруднительно.
Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее
компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели
книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник
литературы и работа с ним.
Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми
скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене
написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в
поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского
языка...» (М. В. Ломоносов)
На этом уроке нам предстоит выразительно читать басню. Поэтому
сначала проводим артикуляционную разминку. Затем слушаем рассказы
учеников о жизни и творчестве И. А. Крылова (по статье учебника).
Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона
«Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по
жанровому принципу. Разговор о других произведениях Стивенсона в конце
первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению
этих произведений во время осенних каникул.