Рассказ учителя об отношении к Петру и Петровской эпохе. Пересказ
сюжета поэмы. Выразительное чтение отрывков. Создание словесных
иллюстраций к поэме и обсуждение их в классе.
Перед рассказом учителя целесообразно узнать, что сами учащиеся
знают о Петре I. Можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд.
Петр I — Петербург, Медный всадник, великий, огромный, сильный, преобразователь, просвещение... К
сожалению, наше представление о том, что ученики 6 класса должны знать
о Петре I из курса «Страницы русской истории» (в том числе и из
начальной школы), рассказов взрослых, не всегда соответствует реальной
практике: у ребят иногда отсутствует отчетливое представление о
конкретной исторической роли Петра в истории России, масштабах этой
гениальной личности, нет яркой зрительной опоры в представлении облика
Петра. Это затрудняет работу над поэмой. Если эта основа в восприятии
великого русского преобразователя не была заложена у учеников ранее,
это необходимо сделать учителю литературы, иначе невозможно понимание
эпического характера поэмы и авторской позиции в произведении.
Небольшой рассказ учителя о деятельности Петра Великого,
«чтение» картин, просмотр фрагментов фильмов о Петре («Петр I», «Россия
молодая» и др.) — все это наполнит рассказ учителя об отношении
Пушкина к Петру и Петровской эпохе конкретным материалом и создаст
установку на выявление авторской позиции в произведении.
Обратимся к картине художника В. А. Серова «Петр I» (1907).
Гордо, стремительно шагает Петр по берегу залива, за ним — маленькие,
сутулящиеся фигуры приближенных, подневольно следующих за исполином.
Где-то в отдалении очертания кораблей. Выражение лица Петра исполнено
непреклонной твердости и решительности, он не замечает холодного ветра,
полы одежды распахнуты, взгляд устремлен вперед. На лицах
«сподвижников» — растерянность и непонимание смысла происходящего. Это
состояние каждого персонажа картины художник передает по-разному: один
из идущих едва успевает поправить на ходу чулки, второй поглощен этим
«событием» — смотрит на товарища недоуменно-глупо, третий, сутулясь,
кутаясь в шубу, неохотно плетется за великаном. Все фигуры сломлены
ветром. Лишь фигура Петра неколебимо пряма. Низкий горизонт, нависшее
клочьями недружелюбное небо, предвещающие грозу низко кружащиеся чайки,
острые, почти гротескно очерченные силуэты — все создает ощущение
одинокого противостояния стихии, надвигающейся буре. Где-то вдалеке
причалили к берегу корабли, движутся люди — все эти детали на фоне
огромного пространства передают атмосферу кипучей деятельности,
меняющейся жизни. Асимметричная композиция картины вызывает ощущение
напряженности и тревоги. Вписанная «между небом и землей» фигура Петра
придает всему его облику трагический оттенок, рождает в сознании
зрителя определенно окрашенный ассоциативный ряд: разрыв, разлад, жизнь переломилась надвое, вселенский катаклизм...
На картине художника Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе» (1871) русский царь изображен в один из
самых драматических моментов своей жизни. Царевич Алексей стоит перед
Петром, слегка опершись о стол, опустив голову. Безжизненно бледен цвет
его лица, глаза виновато-угрюмо опущены вниз, в них сквозит затаенная
обида и злоба. Петр изображен сидящим на стуле, его фигура сознательно
обращена вперед, к зрителю, и лишь поворот головы передает мгновение,
когда царь устремляет на сына гневно-вопрошающий взор. Во всем облике
Петра ощущается энергия, сила, величие. Лишь напряженно сжатые губы
передают чрезвычайное негодование и горечь. Напротив, образ царевича
Алексея вызывает ощущение слабости, безволия, уязвленного человеческого
самолюбия и неспособности к тому, чтобы стать историческим
лицом, государственным мужем. Перед нами не только столкновение двух
противоположных характеров, семейная трагедия, но и историческая драма,
раскрывающая конфликт старого и нового.
Перед анализом поэмы необходимо проверить, насколько содержание
произведения усвоено учениками. Несмотря на увлекательность сюжета,
текст изобилует многочисленными ссылками, затрудняющими восприятие,
поэтому важно прочертить основные сюжетные линии поэмы. Эта работа
может быть проведена путем составления плана поэмы с пересказом
отдельных ее эпизодов. Важно задействовать в работе весь класс. Работа
может быть организована по трем группам, каждая из которых получает
задание.
Для активизации воссоздающего воображения первой группе дадим
задание придумать словесные иллюстрации к Песне первой и подобрать к
ним названия из текста. Ученики обычно «рисуют» портрет Марии
(«В Полтаве нет / Красавицы, Марии равной»), тайный побег Марии из дома
(«Никто не знал, когда и как / Она сокрылась»), сцену, как Кочубей
пишет донос на Мазепу Петру («Удар обдуман»), как Мазепа требует от
Петра казни доносчиков «В холодной дерзости своей, / Их казни требует
злодей»).
В ходе работы размышляем над следующими вопросами: «Как в
портрете Марии угадывается ее характер? Чем отличается любовь Марии от
чувства Мазепы? Что движет поступками Мазепы, Кочубея, Марии?»
В Песне второй — три диалога: Мазепы и Марии, Кочубея и Орлика,
Марии и матери. Попросим учеников из второй группы попытаться найти в
каждом из них строчки, выражающие итог разговора героев, цитатные
названия диалогов — финалы поединков. Эта работа потребует от учащихся
не только знания текста, но и сосредоточенности внимания на мотивах,
которые движут поступками героев. Важно прочувствовать и характер,
настроение, которым окрашены диалоги-поединки. Эту работу поручим
сильным ученикам.
1. Признание Марии («Всем, всем готова / Тебе я жертвовать,
поверь») освобождает Мазепу от последних сомнений («Ум его смущен
жестокими мечтами») и помогает принять окончательное решение
осуществить «черные помышления».
2. «...Мой третий клад: святую месть. / Ее готовлюсь Богу
снесть» — это признание Кочубея еще раз убеждает нас в том, что героем
движет месть, хоть и «святая», а не патриотические чувства.
3. В страшном разговоре Марии с матерью для героини
раскрывается бесчеловечный замысел Мазепы. Известие ужасает Марию и
лишает силы жить: «И дева падает на ложе, / Как хладный падает
мертвец».
В ходе работы предлагаем учащимся поразмышлять над вопросами:
Любит ли Мазепа Марию «больше славы», «больше власти»? О чем жалеет
Кочубей перед казнью? Почему о Марии сказано, что «след ее
существованья / Исчез, как будто звук пустой»?
Третья песнь поэмы полностью посвящена историческим событиям.
Предложим учащимся третьей группы составить цитатный план. Он может
быть следующим: 1. «Он перешел, он изменил, / К ногам он Карлу
положил / Бунчук покорный» или «Русскому царю со мной мириться
невозможно». 2. «И грянул бой, Полтавский бой». 3. «Пирует Петр». 4.
«Король и гетман мчатся оба. Бегут. Судьба связала их». 5. «Я принимала
за другого / Тебя, старик».
Результат работы каждой из групп обсуждается на уроке.
Воспроизводя вместе с учениками содержание поэмы, мы обращаем внимание
на то, что в произведении человеческая драма (сюжетная линия: Мария,
Мазепа, Кочубей) разворачивается на фоне великих исторических событий
(сюжетная линия: Мазепа, Карл, Петр). В ходе работы над усвоением
содержания произведения учитель также может использовать вопросы
(выборочно), предложенные в учебнике.
Так путем разнообразных конкретных заданий мы помогаем учащимся
усвоить основное содержание произведения, учим ориентироваться в
тексте. Эта работа особенно необходима ученикам, не сумевшим
самостоятельно до конца прочитать текст. Охватив сюжет поэмы в целом,
учащиеся усваивают движение разных сюжетных линий: частной и
исторической. На уроке проделанная работа находит отражение в виде
записей в тетради, карандашных пометок и закладок в тексте.
Хорошее владение текстом облегчает нам дальнейшую работу по
составлению характеристик персонажей. Выделение романтического
(сюжетная линия Марии, Мазепы и Кочубея) и «одического» пластов
повествования (гимн Петру), которые в результате проделанной работы
рельефно очерчиваются в произведении, сопряжение этих разных пластов
автором ведут к созданию проблемной ситуации: «Почему, несмотря на то
что бóльшая часть произведения посвящена истории любви Марии и Мазепы, а
рассказ о Полтавском сражении занимает лишь незначительную часть
поэмы, Пушкин называет свое произведение „Полтава"? Какова основная
тема и идея произведения?»
Домашнее задание: найти в тексте отрывки, отдельные цитаты, в
которых даны характеристики героев: Мазепы, Карла, Петра. Выписать
отдельные слова-определители, отрывки (характеристики) выучить
наизусть. Опираясь на выделенный текст, сюжет произведения в целом,
известные биографические сведения о персонажах поэмы (материал дается
ребятам заранее или указывается источник), составить рассказ о герое.
Поскольку выполнение задания требует значительного времени,
целесообразно распределить работу по трем группам. |