Пятница, 22.11.2024, 17:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Изучение повести Л. Н. Толстого «Детство»
16.09.2014, 11:49
     5—6 класс — особый период литературного развития школьников, когда «наивный реализм» в отношении к искусству побуждает читателя рассматривать художественное произведение как «каплю» действительности. Увлеченные коллизиями и образами реальности, ученики более всего захвачены сюжетом произведения и ищут в художественном тексте прежде всего правдоподобия. Учитель вынужден считаться с возрастными особенностями читательского восприятия и в самих способах анализа учитывать их. Разбор «вслед за автором», по ходу развития действия, оказывается в этих классах наиболее удобной моделью действий.
      Однако обучение — не только следование за характером ребенка, но и попытка его преображения, и потому оно конфликтно по отношению к данному уровню литературного развития и стремится к преодолению ограничительных сторон возрастного восприятия, выходу к более полноценной эстетической оценке.
      В связи с этим основной задачей обучения в 5—6 классах мы считаем формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры в рамках анализа отдельного произведения.
      Лейтмотив 6 класса — человек и его поступки, взаимоотношения с другими людьми и самим собой.
   Преодолению «наивного реализма» способствует выявление индивидуального отношения разных писателей к близким темам и проблемам. Поэтому в программе соседствуют «Детство» Толстого и «Детство» Горького, фрагменты из «Других берегов» Набокова (во внеклассном чтении) и его рассказ «Обида». Еще в программе 5 класса в связи с общей темой движения в искусстве, природе, обществе, человеке мы касались определения общих свойств человека в детстве, юности, зрелости, старости. Теперь нам предстоит увидеть, каким несходным содержанием наполняется этот период жизни человека в творчестве разных писателей.
      С этой точки зрения и посмотрим на возможные способы изучения «Детства» Л. Н. Толстого. Помимо словесного комментария, толкования отдельных слов и выражений, сокращающего историческое расстояние между эпохой Толстого и современным школьником, самим характером вопросов мы стремились приучить ученика, склонного по своему возрасту к стремительному скольжению по тексту, к раздумчивому его чтению. Толстой требует этого, ибо преимущественный интерес писания повести для него был в психологическом осмыслении каждого движения души, во внутреннем оправдании тех странностей, которые кажутся отличительным свойством детства.
      18 января 1851 г. Толстой, увлеченный светской жизнью, карточной игрой, визитами, записывает в дневнике, что хотел бы писать историю своего дня. Это первый замысел «Детства», в котором начинающий писатель хочет собрать содержание жизни, рассеиваемое его развлечениями. Работа над первой повестью задуманного романа «Четыре эпохи развития» (детство, отрочество, юность, молодость) увлекает Толстого. «Не знаю, — пишет он Т. А. Ергольской 12 ноября 1851 г., — появится ли когда на свет то, что я пишу, но меня забавляет эта работа, да к тому же я так давно и упорно ею занят, что бросать не хочу». Толстой не только по четыре часа в день пишет повесть, но встречается с людьми, которые оживляют память о детстве: Сонечкой Колотимой, которая в детские годы была «самой сильной» его любовью, с А. М. Исленьевым, послужившим прототипом отца в повести.
      Молодой Толстой «делает себя», о чем свидетельствуют его задания себе в дневнике (например: «Гимнастика памяти. Каждый день учить что-нибудь наизусть»). Тем больший интерес для него представляет эпоха детства, когда человек слагался непосредственно, без волевых усилий, а рос стремительно. Толстой знает, что «все сочинения, чтобы быть хорошими, должны, как говорит Гоголь в своей прощальной повести („она выпелась из души моей"), выпеться из души сочинителя».
      Но это действие для Толстого не совершенно стихийно. Повесть «Детство» имеет четыре редакции. Путешествие по Волге и участие в войне на Кавказе не заставляют Толстого забыть о своей литературной работе. Он много читает (Стерн «Сентиментальное путешествие», Гете «Страдания молодого Вертера», Руссо «Новая Элоиза», Диккенс «Дэвид Копперфильд», Тьер «История французской революции», Григорович «Проселочные дороги», «Антон-Горемыка» и др.) и становится строг к себе: «Нужно без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные, одним словом, не удовлетворяющие, хотя бы они были хороши сами по себе». Работая яростно, как сражаются в бою, Толстой иногда видит, что получается «порядочно»: «Перечитывал главу „Горе" и от души заплакал. Действительно, есть места прекрасные, но есть и очень плохие». Т. А. Ергольской 30 мая 1852 г. он пишет: «Мои литературные занятия идут понемногу, хотя я еще не думаю что-нибудь печатать. Одну вещь, которую я начал уже давно, я переделывал три раза и намерен еще раз переделать, чтобы ею быть довольным. Пожалуй, это вроде работы Пенелопы, но это меня не удручает. Я пишу не из честолюбия, а потому, что нахожу удовольствие и пользу в этой работе».
      Наконец рукопись готова, и Толстой, подписавшись буквами Л. Н., отсылает ее редактору «Современника» — Н. А. Некрасову, сопроводив таким письмом:

«Милостивый государь!

      Моя просьба будет стоить вам так мало труда, что, я уверен, вы не откажетесь исполнить ее. Посмотрите эту рукопись и, ежели она не годна к напечатанию, возвратите ее мне. В противном же случае оцените ее, вышлите мне то, что она стоит по вашему мнению, и напечатайте в своем журнале. Я вперед соглашаюсь на все сокращения, которые вы найдете нужным сделать в ней, но желаю, чтобы она была напечатана без прибавлений и перемен.
      В сущности, рукопись эта составляет 1-ю часть романа — „Четыре эпохи развития"; появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой. Ежели по величине своей она не может быть напечатана в одном номере, то прошу разделить ее на три части: от начала до главы 17-ой, от главы 17-ой до 26-ой и от 26-ой до конца.
      Ежели бы можно было найти хорошего писца там, где я живу, то рукопись была бы переписана лучше, и я бы не боялся за лишнее предубеждение, которое вы теперь непременно получите против нее.
      Я убежден, что опытный и добросовестный редактор — в особенности в России, — по своему положению постоянного посредника между сочинителями и читателями, всегда может вперед определить успех сочинения и мнения о нем публики. Поэтому я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое. С чувством совершенного уважения, имею честь быть,
      Милостивый Государь, ваш покорный слуга Л. Н.».
      Мучаясь неизвестностью, Толстой пишет в дневнике: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет, что я борюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность».
      Тем больше оценил Толстой письмо редактора из Петербурга, которое его «обрадовало... до глупости»:
      «Милостивый Государь! Я прочел Вашу рукопись («Детство»). Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе ее есть талант. Во всяком случае направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения. Если в дальнейших частях (как и следует ожидать) будет поболее живости и движения, то это будет хороший роман. Прошу Вас прислать мне продолжение. И роман Ваш и талант меня заинтересовали. Еще я посоветовал бы Вам не прикрываться буквами, а начать печататься прямо с своей фамилией, если только Вы не случайный гость в литературе. Жду Вашего ответа».
      Учитель может рассказать классу о замысле «Детства» и работе Толстого над ним еще до того, как поручит ученикам читать повесть или начнет читать вместе с ними первые главы. Этот рассказ о создании первой повести создает установку на внимательное чтение и отводит школьников от мысли, что Толстой просто записал свои впечатления. У юных читателей создается потребность не только следить за судьбами персонажей, событиями повести, но и обдумывать отношение писателя к своему детству, улавливать разницу между Николенькой Иртеньевым, от лица которого ведется повествование, и автором.
      Задача эта, необходимость двух центров внимания (автор и герои, сюжет) при рассмотрении эпического произведения, сложна. И учитель поступит правильно, если поручит ученикам еще до чтения Толстого описать один день или самое яркое событие своего собственного детства. Творческая работа такого рода тоже явится способом создания установки на чтение повести, а анализ ученических работ учителем подчеркнет необходимость расстояния между автором текста и его героем, расстояния, как правило, отсутствующего в работах учеников.
      После этих предварительных действий учитель может в классе начать чтение повести, помогая школьникам найти ответы на вопросы, предложенные в рабочей тетради, сравнивая разные читательские реакции и возбуждая потребность решить более общие вопросы, предложенные как итог чтения, выйти за пределы ситуации отдельной главы.
      Радость открытия мира, который кажется манящей тайной, ощущение безграничности жизни, живого разнообразия ее событий и лиц сталкивается в повести Толстого с сознанием разъединенности людей и предельности их существования.
      Детство как эпоха развития человека для Толстого основано на чувстве согласия, единения всего со всем, слиянности человека и природы и людей между собой. Драматизм развития ребенка состоит в обнаружении различий между богатством и бедностью, всевластием и бесправием, гордостью и покорностью, грубостью и нежностью, преданностью и равнодушием. Непосредственно-поэтический детский взгляд обнаруживает как бы трещины в гармонии жизни и, не умея объяснить причин противоречий, ужасается им. Спасает ребенка готовность к радости, быстрая переключаемость, увлечение новым впечатлением.
      Методическая инструментовка анализа способна подчеркнуть эту мысль. От пристального рассмотрения одного события, данного в рамках главы, мы движемся в разборе к «сквозным» линиям. Пересказы «Наталья Савишна и ее судьба», «Maman и папа», викторина «Кому принадлежит эта фраза?», наконец, игра в портреты, когда ученик словесно рисует одного из персонажей, а класс должен узнать героя по описанию, — эти приемы работы позволяют держать в поле зрения текст повести в целом.
      В то же время необходимы анализ и моменты углубления впечатлений, «проживания» эпизода. Этой цели помогает осуществиться составление киносценария («Охота», «Иленька Грап» или «Бал»), пересказ с изменением лица рассказчика («Горе» от лица Натальи Савишны или «Детство» от лица maman).
      Заключительное занятие, где сопоставляются начальные и финальные сцены повести, призвано обнаружить путь, который прошел герой, и сквозь всю повесть провести различение детского и писательского взгляда на события. Заключительным аккордом изучения, подводящим эмоциональный итог занятиям, может быть дискуссия о музыкальной увертюре к повести. Что лучше выбрать: «Маленькую ночную серенаду» Моцарта или одну из его фантазий? Ответ на этот вопрос покажет, насколько глубоко ученики поняли текст, видят ли они в повести «Детство» лишь безмятежную радость или чувствуют поэзию и напряжение первой эпохи жизни.

Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3207 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0