Воскресенье, 04.12.2016, 23:27

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Изучение «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя
16.09.2014, 14:47
      После ряда изученных в курсе программы произведений прочитанная самостоятельно «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя порой вызывает у ребят недоумение.
      Действительно, после первой встречи с Гоголем в сказочной повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», которую ребята изучали в 5 классе, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», предложенная программой, кажется им при первом самостоятельном чтении весьма скучной и непонятной, а некоторые ребята не могут без помощи учителя прочитать текст до конца.
      Как показывает опыт работы над повестью, наибольшую трудность у учащихся вызывает вхождение в гоголевский текст, что объясняется как особенностями жанра комического сказа, так и сложной стилистической манерой писателя. При самостоятельном чтении произведения читатели-шестиклассники теряются в длинных синтаксических конструкциях, алогичных сравнениях, тонут в пространных гоголевских описаниях, в которых от них ускользает событийная канва и смысл текста. Ученики искренне недоумевают, что героями произведения могут быть такие странные, скучные, глупые люди.
      Опираясь на неоднократный опыт работы с шестиклассниками над гоголевской повестью, мы должны отметить, что при умелом методическом подходе работа с текстом приносит ребятам подлинное эстетическое наслаждение, они перечитывают понравившиеся эпизоды, включаются в разговор с Гоголем. Творческая работа по созданию комических портретов и диалогов «в стиле Гоголя», предложенная программой, не только способствует развитию у ребят чувства юмора, но и помогает им взглянуть на привычный мир с игривой иронией.
      Если в мифе, балладе и героической песне рельефно очерчены характеры героев, то в жанре комического сказа отчетливо прорисованы их антиподы. Для диалога с гоголевскими героями необходимо войти в их «вещный» мир, посмотреть на него глазами автора произведения. Ключевым при анализе повести должен стать проблемный вопрос: «Если „Повесть..." смешная, то почему она оканчивается словами: „Скучно на этом свете, господа"»?!
      На изучение повести программа отводит три часа. Анализ повести целесообразно вести по главам. Названия уроков отражают логику наших совместных размышлений над повестью.
      Урок 1. Иван Иванович и Иван Никифорович — «прекрасные люди».
      Выразительное чтение I главы. Составление характеристики персонажей. Размышление над тем, почему Иван Иванович и Иван Никифорович — «прекрасные люди».
      Сам жанр и стиль произведения заставляет нас слушать текст. Талантливо прочитанный текст по-иному помогает ребятам услышать живой голос рассказчика-автора, то надевающего маску, то снимающего ее и обнажающего свои истинные чувства.
      В ходе чтения у учащихся возникает множество вопросов: «Почему автор сначала восхищается бекешей (необходимо дать ребятам толкование слова: бекеша — меховое зимнее пальто) Ивана Ивановича, а лишь затем — ее владельцем? Какая связь между качествами Ивана Никифоровича и тем, какой у него дом в Миргороде? Действительно ли автор так обожает своих героев?» Оказывается, что самое лучшее в человеке — его пальто, и во всем последующем описании героев и всех событий будут главными именно вещи. Многие эпизоды вызывают у ребят смех (например, описание «кушания» дыни). Читатель ждет, что после утверждения «прекрасный человек» автор обязательно скажет: «Он такой смелый! Он такой добрый!» Но нет: «Какой у него дом в Миргороде». Ярким примером комического диалога может стать выразительное чтение в классе эпизода, раскрывающего, «какой богомольный человек Иван Иванович!» (I глава).
      При составлении характеристики героев особое внимание мы уделяем их комическим портретам, предлагая ребятам представить их облик. Необходимо помочь им услышать (а некоторые учащиеся это делают вполне самостоятельно) нарушения в стиле похвального повествования, странные (алогичные) сравнения, иронию («Слушаешь, слушаешь — и голову повесишь», «Они такие между собой приятели, каких свет не производил»). Ребята верно замечают, что некоторые слова «выпадают», «выпячиваются» из фраз («влепит словцо»), что в описаниях героев «у Гоголя все вперемешку: и вещи, и люди», связь между ними «нелогичная», «нелепая»: «Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках...».
      И хотя Гоголь заканчивает первую главу словами: «Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди», мы не верим: герои, как говорят ученики, «описаны вещами, в них нет ничего живого», они сами являются частью мира вещей. И, несмотря на доминирующую на уроке интонацию смеха, уже на этом этапе работы над повестью ученики справедливо задают себе вопрос: «И это прекрасные люди?» Несоответствие (как основа всего комического) между ничтожностью самого героя и похвалами автора кажется нам сначала веселым и забавным, затем нелепым, абсурдным, как и весь мир существователей.
      Дома учащиеся продолжают выявлять (уже узнавать) элементы гоголевской манеры повествования и готовят пересказы на тему «День Ивана Ивановича», «День Ивана Никифоровича» («в стиле Гоголя»), размышляют над вопросами учебника ко II—VI главам.

      Урок 2.«Чудный город Миргород!»
      Пересказ учеников на тему «...два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою». Описание ночи. Сравнение, какой ночь видится автору, а какой — герою (гл. II—III).
      Составление рассказа на тему «Чудный город Миргород!» (гл. V—VI (до послесловия)) по плану:
      1. «Прекрасная лужа».
      2. «Городничий давал ассамблею!»
      3. «В Миргороде это обыкновенный способ примирения».
      Комически нелепы как сама ссора, так и ее предмет — ружье, атрибут поступка (движения, действия, не говоря уже о героическом), совершенно лишний в их существовании предмет. Мы полагаем возможным большее внимание уделить вопросу «Могли ли герои не поссориться?». Важно, чтобы в своих размышлениях ребята исходили не только из характеристики персонажей, но и рассматривали происходящее в контексте «миргородского существования». В ходе дальнейшей работы над повестью мы обращаем внимание учащихся на изобразительность гоголевской прозы («Где я возьму кистей и красок...», «Это была картина, достойная кисти великого художника!»). Авторская установка на театральность при описании города, событий, в нем происходящих, еще больше подчеркивает мнимость, пустоту жизни миргородских существователей («Прощайте, бедные глаза! Вы никуда не будете годиться после этого спектакля»).
      Рисуя Миргород и его обывателей, мы продолжаем использовать главные средства характеристики гоголевских персонажей: портрет и диалог. В качестве домашнего задания мы предлагаем ребятам сочинить комические портреты и диалоги в стиле Гоголя.
      Урок 3.«Скучно на этом свете, господа!»
      Выразительное чтение послесловия. Стилистический анализ текста. Выявление причин смены интонации авторского повествования. Гоголь «без маски». Размышление над вопросами: «Почему Гоголь приводит своих героев в церковь? Изменились ли они? Почему не могло произойти примирения? Почему автор в начале повести восхищается Миргородом, а в конце произносит ему приговор? Как вы понимаете финальные строчки повести: „Скучно на этом свете, господа!"? Над чем заставила задуматься повесть?»
      Обыденная интонация сразу переносит нас в «реальный мир»: «Назад тому лет пять я проезжал через город Миргород». Нас не покидает ощущение, будто автор устал иронизировать. Неприглядный осенний пейзаж, дурное время со «своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом». Но и здесь, перестав лукаво восхищаться, Гоголь по-прежнему остается верен своему стилю: «ненатуральная зелень... покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала, как шалости старику, розы — старухе». Сквозь неприкрыто печальную иронию робко пробивается прежний похвальный тон автора: «Здесь жили тогда в трогательной дружбе два единственные человека, два единственные друга. А сколько вымерло знаменитых людей». Безотрадна картина, открывающаяся взору читателя: «...везде стояли шесты с привязанным вверху пуком соломы. <...> Несколько изб было снесено. Остатки заборов и плетней торчали уныло». Поначалу авторские чувства сдержанны, Гоголь словно пытается убедить нас, что причина этой серой тоскливости — погода: «...я скучал, когда она была скучна». Насмешливо на фоне этого унылого пейзажа звучит сообщение, что «день был тогда праздничный».
      Гоголь не случайно приводит своих героев в церковь. Размышляя над этим эпизодом, ребята так объясняют это: «В церкви люди обычно молятся, просят прощения. Здесь человек остается наедине с самим собой, он предельно искренен, думает о чем-то высоком, вечном. А гоголевские герои так и живут прежней ссорой. В их жизни ничего нет».
      Обращаем внимание на портреты героев, уже не смешные: «Лицо было покрыто морщинами, волосы были совершенно белые; но бекеша была все та же». Вещная сущность героев не изменилась, не прикрытая авторскими «восхищениями» и «похвалами» действительность предстала во всей своей ненормальности, во всем своем уродстве. «Тощие лошади... серая масса грязи... неприятный для слуха звук... сырость... печальная застава... однообразный дождь... слезливое без просвету небо». Мир, из которого хочется скорее убежать: «Я вздохнул еще глубже и поскорее поспешил проститься...» И в заключительном аккорде повествования: «Скучно на этом свете, господа!» — не только горечь, но и приговор этому нелепому существованию, в котором нет ничего живого. В своих размышлениях о повести ребята высказывали мысль о том, что «Гоголь показывает читателям, что надо жить ради чего-то».
      В качестве итоговой работы мы предлагаем ребятам написать рассказ-миниатюру в стиле Гоголя. Цель творческого задания — «овладение» гоголевской манерой повествования, попытка небольшого критического осмысления существования героев, в котором вещи вытесняют саму жизнь. Портрет и диалог как средства раскрытия характера героев и выражения авторского отношения к ним, особенности жанра комического сказа осваиваются учащимися непосредственно в процессе творческой работы. Это творческое задание учащиеся выполняют с огромным увлечением. Как правило, на него откликается большинство учеников, многие из ребят сопровождают свои рассказы комическими рисунками. Веселый, ироничный тон сочинений учащихся, умело найденные алогичные сравнения, обращения к читателям-зрителям — все свидетельствует о том, что эта работа доставляет ребятам истинное наслаждение. Выполнение этого задания ведет учащихся к созданию собственных комических персонажей, которые вовсе не так уж безобидны.
      На фоне подобных иронично-веселых, добродушных, а порой и явно сатирически направленных рассказов отнюдь не ироничные последние страницы повести воспринимаются учениками особенно отчетливо. Творческое освоение гоголевской манеры повествования способствует обнаружению учащимися нравственных проблем, которые ставит в произведении автор, и значительно облегчает ученикам (и учителю) работу над произведениями Гоголя в старших классах.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2728 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0