Суббота, 20.04.2024, 02:17


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Урок по изучению стихотворения М.Лермонтова "Парус" в 6 классе
16.09.2014, 14:53

      Учитель. Ребята! Вероятно, многие из вас видели море, любовались им. Такие встречи с морем были для вас праздником и надолго запомнились. И, наверное, бывали такие минуты, когда вы оставались наедине с морем. О чем вам думалось тогда, что вы чувствовали?
      1-й ученик. Море красивое, оно живое, как будто говорит с тобой, волны накатывают на берег и что-то журчат, шепчут, а иногда вдруг звонко всплескивают.
      2-й ученик. Тебя тянет вдаль, за горизонт.
      Учитель. Почему же появляется это чувство, как будто тебя тянет, манит в свою даль море?
      Ученик. Красота такая. Утром горизонт далеко. Кажется, что море бесконечно. Огромное море и манит.
    Учитель. Это вы точно, хорошо сказали, ребята. А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у М. Ю. Лермонтова. Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет. Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается фотография: длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». (Читается.) Как вы думаете, почему именно на берегу моря родились эти стихи? Слышится ли в них дыхание моря?
      Ученик. Здесь много картин природы.
      Учитель. Да, все стихотворение пронизано морскими пейзажами. Посмотрите (стихотворение написано на доске с разбивкой на двустишия), каждая строфа открывается пейзажем. А чем она завершается?
      1-й ученик. Строфы заканчиваются вопросами, раздумьями.
      2-й ученик. В первых двух строчках в каждой строфе рассказывается о море и парусе, а в последних двух строчках видны мысли поэта, его чувства.
      Учитель. Значит, есть, наверное, какая-то связь между картинами моря и размышлениями поэта. Давайте попробуем ее обнаружить и для этого представим себе отчетливо каждую картину, мысленно нарисуем ее.
      Тихая реплика с места. Ну вот еще...
      Учитель. А отчего же вам кажется такое рисование занятием бесполезным? Ведь поэты часто пытались представить себе совершенно конкретно то, о чем они пишут. Рукописи Пушкина испещрены рисунками. Лермонтов тоже много рисовал на полях листов со стихами. Но были у него и самостоятельные картины. Вот одна его акварель — «Парус». (Демонстрируется классу через эпидиаскоп.) Так что же, бесполезное это занятие?
      Хор голосов. Нет, нет. Будем рисовать.
      Учитель. Какую же картину моря вы представляете себе, когда читаете первые строки стихотворения?
      Ученик. Где-то море голубое, туман над морем, вдалеке белеет парус.
      Учитель. Довольны вы тем, как это нарисовано?
      1-й ученик. Нет, он просто повторил, что у Лермонтова.
      2-й ученик. Здесь не чувствуется, что парус одинокий.
      Учитель. Кто же может нарисовать эту картину так, чтобы передать ее настроение? (Молчание в классе.) Ну хорошо. Попробуем вдуматься в эти строки. Может быть, нам помогут и черновые варианты стихотворения. Вы ведь знаете, что даже к самым талантливым поэтам верные и значительные, сильные слова приходят не сразу, что, написав стихотворение, поэт еще долго мучится им, ищет единственно нужные слова, интонации. У Лермонтова сначала первая строка звучала так: «Белеет парус отдаленный» (варианты написаны на доске параллельно с основным текстом). Зачем Лермонтов заменил эпитет? Почему вместо «отдаленный» он написал «одинокий»?
      1-й ученик. Среди большого моря — парус. Лучше слово «одинокий».
      2-й ученик. В слове «одинокий» сильнее передано настроение.
      3-й ученик.«Отдаленный» — мы что-то видим вдалеке, и все. А за «одинокий парус» мы переживаем, он один, маленький в этом огромном море.
      Учитель. Да, в самом одиночестве паруса есть дерзость, протест, он отважился один выйти в это огромное море. Но почему море в этой картине вам кажется огромным, бесконечным?
      Ученик. На море туман. Все видно как-то неотчетливо, и от этого кажется еще более громадным море. Краю не видно.
      Учитель. А какие цвета напоминают эту картину?
      1-й ученик. Белый и серый.
      2-й ученик. Нет, серого здесь нет. Белый и голубой.
      Учитель. А почему Лермонтов основные цвета картины разводит в крайние точки предложения? Почему «белеет» поставлено в начале строки, а «голубом» — в конце?
      1-й ученик. Ярче можно показать, что море красивое.
      2-й ученик. Чтобы парус четко выделялся, чтобы мы сразу заметили его.
      3-й ученик. А я думаю, что Лермонтов так написал, чтобы мы почувствовали, как велика ширь морская.
      Учитель. Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Паруса». А теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра Щедрина, написанную в 20-х годах XIX века в Италии: «Вид Амальфи близ Неаполя». (Демонстрируется классу через эпидиаскоп.) Похожа ли она на лермонтовскую или отличается от нее?
      Ученик. Картина у Щедрина красивая. Только здесь два паруса.
      Учитель. Только ли в этом дело?
      1-й ученик. Здесь как-то спокойно. Море тихое, ласковое.
      2-й ученик. И краски здесь яркие, нарядные. У Лермонтова голубовато-белые тона, а здесь все ярче. Здесь нет такого тумана, который создает тревогу.
      3-й ученик. Когда смотришь на картину Щедрина, не волнуешься за парус, что он один. Здесь море не огромное, везде берега видны, нет открытого моря.
      Учитель. Картина Щедрина успокаивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в следующих двух строчках? Почему рождаются эти вопросы?
      Ученик. Когда мы видим одинокий парус в огромном море, нам хочется узнать, зачем он поплыл, ведь он может погибнуть.
      Учитель. Да, мы задумываемся о судьбе паруса, мы хотим понять, что заставило его покинуть «край родной» и чего он ищет. А почему Лермонтов выбирает здесь слово «кинул»? Как еще можно было бы сказать об этом расставании с родным краем?
      Класс. Бросил, потерял.
      Учитель. Так почему же именно «кинул»?
      1-й ученик. «Потерял» нельзя сказать, он по своей воле уплывает, это не случайно он отправился в море.
      2-й ученик. «Бросил» значило бы просто рассердился.
      Учитель. В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного «покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому парусу. Как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну картину. Похожа ли она на предыдущую?
      1-й ученик. Нет, там была смутная тревога, а здесь сильный ветер, буря, ярость морская.
      2-й ученик. Раньше мы едва видели парус, он как точка какая-то белел на горизонте сквозь туман. А здесь мы ближе его видим, мачту видим, слышим, как она скрипит. Как будто прорвались мы к парусу.
      Учитель. Страшная ли это картина?
      1-й ученик. Грозная, но не страшная. Волны играют.
      2-й ученик. Парус сопротивляется буре. Мачта гнется, но он не сдается.
      Учитель. Вспомните, в каком значении употребляется слово «свищет» в былинах.
      Ученик. Страх наводит Соловей-разбойник, когда свищет.
      Учитель. Только ли в этом значении употребляется глагол?
      1-й ученик. Нет, бывает в значении позвать.
      2-й ученик. А еще на судах морских бывает такая команда: «Свистать всех наверх». Значит, позвать всех.
      Учитель. Итак, в лермонтовской картине моря есть что-то ужасное и в то же время вдохновенное, есть какой-то радостный порыв в этих играющих волнах, и призывен свист ветра. Вам, наверное, уже знакомо это чувство ужаса и восторга при встрече с опасностью. Помните, в повести Катаева «Белеет парус одинокий» Гаврик и Петя в восставшем, взбудораженном волнением революции городе чувствуют, что их бродячая жизнь —«восхитительная и жуткая». А теперь посмотрите на картину Айвазовского «Море». Какие чувства вызывает она у вас?
      1-й ученик. Здесь волны не играют, а бушуют, небо все черное.
      2-й ученик. Тут, конечно, ураган, корабль клонится, он вот-вот остановится, у него сил нет.
      3-й ученик. Этот корабль хочет спастись, а лермонтовский парус не боится бури.
      Учитель. Почему же буря не страшна парусу?
      1-й ученик. Он сам пошел ей навстречу, никто его не посылал.
      2-й ученик. Парусу все равно, что произойдет.
    Учитель. Посмотрите, может быть, черновик стихотворения поможет разрешить ваш спор. У Лермонтова сначала третья строка звучала так:

Увы! он ничего не ищет...

      Потом появилось другое:

Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

      1-й ученик. Нет, парус ищет чего-то. Если бы ему было все равно, то зачем он поплыл? Он что-то другое, не счастье, а другое ищет.
      2-й ученик. Он «не от счастия бежит», ему нечего терять, раньше не было счастья, но он его и не ищет, его другое привлекает.
      Учитель. А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как будто осуществилась в природе эта возможность счастья:

Под ним струя светлей лазури.
Над ним луч солнца золотой...

      Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения столь радостную, яркую картину моря?
      Ученик. Он хотел показать, что парус добился...
    Учитель. А разве парус наслаждается этим сиянием лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд Куинджи «Море». Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные краски, но такая густая, бездонная синева у этого моря, такая озаренность солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй, раствориться в этом чуде, отдаться этой красоте. А лермонтовский парус забывается в ней?
      1-й ученик. Нет, это безмятежное счастье его не устраивает, он просит бури, он не хочет спокойно плыть, он ждет бурю.
      2-й ученик. Парус не смотрит на эту красоту, его увлекают страстные порывы. Вместо того, чтобы радоваться, он просит бури.
      Учитель. Вы как будто верно ощутили эту картину и чувства, которые владеют парусом. Подумайте теперь, почему Лермонтов изменил порядок слов в первой строке (на доске черновик: «Струя под ним светлей лазури»)?
      1-й ученик. Так сразу ясно, что всюду хорошо: и под ним, и над ним. Но он все-таки этой красоты не хочет.
      2-й ученик. От этого картина становится шире и радостнее.
      Учитель. Ну, вот мы и совершили путешествие вместе с парусом. Открыли ли мы его тайну? Поняли ли, что заставило его отправиться в странствие по изменчивому морю?
      На этом мы обрываем стенограмму урока. Дальнейшее его течение не представляет особых трудностей и уже описано нами выше. Центром заключающих анализ размышлений становится вопрос о том, сочувствует ли Лермонтов мятежному парусу, в чем это сочувствие проявляется. Урок завершается работой над выразительным чтением «Паруса».
      В качестве задания, которое помогло бы нам проверить, насколько глубоко понято стихотворение шестиклассниками, не заслонили ли пейзажи художников литературного текста, основы нашей работы, были даны уже знакомые читателю вопросы: 1. Почему Лермонтов в начале стихотворения называет парус одиноким, а в конце — мятежным? 2. Какая картина стихотворения Лермонтова понравилась вам более других и видится отчетливо?
      Из 26 работ неверных ответов на первый вопрос только 3. Остальные сумели найти и оправдать движение мысли стихотворения. В ответах учеников заметна связь между смысловым и образным постижением стихотворения.
      В целом результаты урока, на котором разбор «Паруса» велся на конкретном сопоставлении текста с картинами художников, нас вполне удовлетворили. Для того чтобы проверить, не случайно ли это впечатление, мы провели подобный урок без работы над картинами в параллельном 6 классе. Результаты опроса оказались разительно несхожими. Из 27 учеников только 13 верно осмыслили идею «Паруса». 6 человек избегали прямого ответа на первый вопрос, ограничиваясь пересказом стихотворения, 5 учеников искаженно трактовали смысл, 3 вообще не ответили на первый вопрос. Подавляющее большинство ответов на второй вопрос обнаруживает, что урок без включения живописи не разбудил воображения шестиклассников.
      Для дополнительной проверки тех приемов ведения урока, которые казались нам наиболее эффективными, мы провели занятие по «Парусу» в одном из классов, где проходил опрос по анкете, давший удивительно слабые результаты, обнаружившие полное непонимание детьми смысла стихотворения. После нашего урока был повторно проведен письменный опрос. Из 36 учеников, писавших работу, 23 справились с первым вопросом и обнаружили вполне удовлетворительное понимание смысла стихотворения.
      Итак, литературоведческий анализ выявляет проблематику произведения и особенности его воплощения, устанавливает круг идей и художественных исканий, результатом которых явилось стихотворение.
      Методическая концепция на основе изучения читательского восприятия выясняет, какой слой содержания произведения необходим и посилен ученикам и каковы основные пути усвоения этого содержания, анализа для учеников определенной ступени развития, определенного возраста, класса. Перед учителем, опирающимся на работы методиста и литературоведа, однако, возникает задача, требующая серьезных творческих усилий. Он должен определить, как сблизить с авторской мыслью этих детей, какую последовательность приемов и вопросов избрать, как сделать анализ эмоционально и интеллектуально заразительным для данных учеников, существенно важным для их внутренней жизни и литературного развития. Непохожесть уроков по одной теме в разных классах, неизбежная у хорошего учителя, есть признак творческой перестройки содержания и приемов анализа, эмоциональной тональности и психологической обращенности его к совершенно конкретному адресату. Эта творческая деятельность часто остается неосознанной во всех элементах. Так актер иногда не может объяснить, почему реакция зрительного зала заставила его сегодня играть роль иначе, чем вчера. Методический и учительский подход к анализу отличаются друг от друга как стратегия и тактика педагогического процесса или, если продолжить театральную аналогию, как деятельность режиссера и актера.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2293 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0