Обращение к отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» («Полтавский
бой») в курсе изучения литературы в 6 классе достаточно традиционно в
методике. Прославление героизма русского войска в битве со шведами,
противопоставление образов Петра и Карла, стилистический анализ текста,
совершенного в художественном отношении, выразительное чтение — таковы
основные темы и приемы в работе над отрывком из пушкинской поэмы.
Не отменяя при разборе поэмы традиционных акцентов (тема
героизма, величия Петра и тщеславия Карла), анализ поэмы строится как
размышление Пушкина о нравственных причинах исторического бессмертия,
об испытании ценности человека временем и памяти человеческого сердца.
Рассмотрение поэмы под таким углом зрения оправдано как авторской
позицией в произведении, так и актуальностью проблем, затронутых в ходе
анализа поэмы.
Поэма «Полтава» (1828), «Стансы» (1827), исторический роман
«Арап Петра Великого» (1827), петербургская повесть «Медный всадник»
(1833), «История Петра» — таков круг основных трудов Пушкина,
непосредственно связанных с темой Петра Великого. В традиционном
школьном курсе литературы учащиеся подробно знакомятся лишь с одним из
этих произведений — поэмой «Медный всадник», в которой тема Петра дана в
трагическом ключе. Тем целесообразнее, «работая на будущее»,
предложить ученикам прочитать поэму «Полтава» целиком и обсудить ее в
классе, чтобы в дальнейшем иметь возможность размышлять об эволюции
отношения Пушкина к Петру I и Петровской эпохе. И если в «Полтаве»
побеждает идея исторической необходимости, то в «Медном всаднике»
доминирует идея гуманности, мысль о трагическом противоречии между
нравственностью и прогрессом.
Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе
русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию
поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых
происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от
опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила
новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость
преобразования, совершаемого царем». Об этом же писал и Белинский:
«Художественный такт Пушкина не мог допустить его выбрать содержание
для эпической поэмы из русской истории до Петра Великого, и потому он
остановился на величайшей эпохе русской истории — на царствовании
великого преобразователя России, и воспользовался величайшим его
событием — Полтавскою битвою, в торжестве которой заключалось торжество
всех трудов, всех подвигов, словом, всей реформы Петра Великого».
Современниками поэма, по выражению Белинского, «была дурно принята». А сам Пушкин в письме к М. П. Погодину горько иронизировал: «...меня лет 10 сряду хвалили Бог весть за что, а разругали за „Годунова" и „Полтаву"»
(ПСС. — Т. 10. — С. 99). В заметке «Опровержение на критики» поэт
писал: «Самая зрелая из всех моих стихотворных новостей та, в которой
все почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не
главное), „Полтава", которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский
предпочитали всему, что я до сих пор ни написал... „Полтава" не имела
успеха».
Многие современники считали название поэмы ошибочным, видя
главным героем поэмы Мазепу, а не Петра. Но если Байрона увлекал прежде
всего романтический образ, «картина человека, привязанного к дикой
лошади и несущегося по степи», а Рылеев представил Мазепу борцом за
независимость украинского народа, то Пушкина интересовал прежде всего
реальный, исторический характер героя. В предисловии к поэме, обращаясь
непосредственно к поэту-декабристу Рылееву, Пушкин писал: «Мазепа есть
одно из самых замечательных лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели
сделать из него героя свободы — нового Богдана Хмельницкого. История
представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях,
клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной
своей любовницы, изменником Петра перед его победой, предателем Карла
после его поражения: память его, преданная церковной анафеме, не может
избегнуть и проклятия человеческого». В одном из писем Пушкин писал:
«Чем больше думаю, тем сильнее чувствую, какой отвратительный предмет
для художника в лице Мазепы! Ни одного доброго, благородного чувства!
Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, лукавство, малодушие,
свирепость...» С точки зрения поэта, такой человек не может быть
подлинным героем Истории, достойным памяти народа, поэтому «Забыт
Мазепа с давних пор». В первой и второй частях как романтический герой
он противостоит Кочубею, в третьей части — как герой эпический — Петру.
И в том и в другом противостоянии им движет жажда власти, стремление
воспользоваться исторической смутой для воцарения на престоле: «И скоро
в смутах, в бранных спорах, // Быть может, трон воздвигну я».
Карл — лжегерой. Легкомыслие и честолюбие — отличительные черты
его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла,
которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные,
мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и
потому лишь «мхом поросшие ступени/Гласят о шведском короле».
Единственным героем, достойным исторической славы и памяти,
является Петр I, поступками которого движут интересы государства: «Лишь
ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе».
Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создает в
«Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему
остается в истории и памяти народной, и облегчает в этом плане задачу
анализа произведения. И название поэмы, и эпиграф к ней, взятый из
поэмы Байрона, ставят в центр внимания события исторические, а не
частные: «Мощь и слава войны, как и люди, их суетные поклонники, перешли
на сторону торжествующего врага».
На эти аргументы в пользу победы исторического, всеобщего над
частным, личным не раз обращали внимание все исследователи
произведения. Гораздо реже принимался во внимание характер посвящения к
поэме. В данном случае посвящение представляло интерес лишь с точки
зрения принадлежности конкретному адресату, и этот факт связывался в
первую очередь с биографическим, а не идейно-смысловым контекстом
произведения. Посвящение, как полагает большинство исследователей поэмы,
адресовано Марии Николаевне Волконской, жене декабриста, до замужества
Раевской, с которой Пушкин был давно знаком и которая возвысилась в
глазах поэта благодаря своему героическому поступку.
В учебнике помещена статья «Композиция поэмы», которая поможет
учащимся осмыслить построение произведения в неразрывной связи с
авторской идеей, в нем выраженной.
Все это позволяет нам определить ключевые элементы работы над
поэмой: рассказ учителя об отношении к Петру и Петровской эпохе,
краткий комментарий исторических событий, затронутых в поэме,
составление характеристик персонажей поэмы, осмысление сюжета
произведения в контексте его композиции, стилистический анализ эпизодов,
выразительное чтение отрывков поэмы (включая заучивание наизусть). В
ходе этой работы учащиеся подойдут к решению главного проблемного
вопроса: «Кто и почему остается в памяти народной?» При успешном ходе
анализа произведения и достаточно высоком уровне литературного развития
класса наши размышления над смыслом поэмы в контексте его
архитектоники выйдут на новый проблемный вопрос: «Как соотносится в
композиции поэмы государственное и человеческое, какова роль посвящения
в общем идейном смысле поэмы?»
Покажем один из возможных путей анализа произведения. Опираясь
на понимание авторского замысла произведения и воплощенной в нем идеи,
мы предлагаем на каждом из уроков обозначить тему Петра.
Судьба каждого из героев так или иначе включена в этот исторический
ход, хотя сами герои, сжигаемые внутренними страстями, подчас этого и
не сознают.
Предварительный анализ произведения, самостоятельное чтение
поэмы учащимися с размышлением над вопросами, предложенными в учебнике к
каждой части поэмы. Дома ученики обязательно фиксируют и собственные
вопросы, возникающие при чтении. В качестве дополнительного задания
предлагаем ребятам вспомнить все, что они знают о деятельности Петра I,
и принести на урок иллюстрации, книги, связанные с Петром и Петровской
эпохой. |