Суббота, 10.12.2016, 21:34

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Сказание об Иосифе
16.09.2014, 15:14
     История об Иосифе представляет собой, по мнению исследователей (Г. В. Синило), настоящую реалистическую новеллу, имеющую самостоятельное значение в Книге Бытия. Одна из самых больших по объему (14 глав), она повествует о судьбе рода, заставляет задуматься о реализации человеком своего высшего предназначения, об ответственности человека за свой поступок, о вечной победе любви над злобой, жестокостью и ненавистью.
      Современный мир, массовая культура, которая своим центром избирает гедонистический принцип жизни, когда чувственные наслаждения и переживания от радости обладания становятся мерилом успеха, человеческого благополучия, эта история обращает внимание учащихся к высшему предназначению человека, к обретению полноты Божественного замысла и возможности его осуществления.
      Сказание об Иосифе — это практически самостоятельное законченное повествование, исполненное напряженного психологического драматизма, и ребятам предстоит вместе с его героями понять, как мучительно человечество отвоевывало себе право «жить общей жизнью с Богом, т. е. жизнью вечной и радостной, в любви к Творцу и друг к другу, ко всем Богом сотворенным существам» (А. П. Лопухин).
      После прочтения сказания необходимо выяснить все, что ребятам было непонятно в тексте, дать необходимый культурно-исторический комментарий.
      Беседа начинается с вопроса: «Кому из героев сказания вы больше всего сочувствуете и почему?»
      Ответы, сделанные на основании чтения адаптированного текста, показывают, что больше всего ребята сочувствуют Иосифу, которого предали братья и жена хозяина. В некоторых случаях они иногда мотивируют поступок братьев тем, что «Иосиф был любимчик и наушничал отцу, поэтому он сам виноват во всем», «Иосиф был слишком самоуверен, даже любящий отец на него рассердился, когда он рассказал свой сон, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему».
      Часть ребят активно сопереживает растерянности братьев, оказывающихся во власти начальника в стране Египетской, ведь Иосиф подозревает братьев в шпионаже напрасно. И только один ученик говорит о страданиях любящего отца, который потерял сына старости своей, ведь «братья принесли только окровавленные одежды Иосифа и отец даже не смог плакать над его могилой». Никто не сочувствует жене Потифара, полнота понимания мотивации ее поступка лежит вне пределов данного возраста, наоборот, ее вероломство не находит оправдания у ребят. И ни один ученик не говорит о том, что сочувствия заслуживают братья, которым недоступна полнота бескорыстной любви и которые на всю жизнь обречены нести ответственность за свое преступление.
      Именно поэтому возможна дополнительная работа с оригинальным текстом, при чтении которого ребята лучше начинают понимать глубину нравственного падения братьев и их жестокосердие. Мнимо убивая Иосифа, они не щадят своего престарелого отца и, даже видя его боль и муки на протяжении всех этих лет, так и не открывают тайны исчезновения любимого сына. И в этом случае становятся понятны и оправданны поступки Иосифа с братьями, когда они проходят через цепь несправедливых подозрений и унижений, подстроенных ловушек (эпизод с возвращенными деньгами за зерно и чашей в мешке у Вениамина), чтобы привести их к полному раскаянию и осознанию ответственности за содеянное преступление.
      Анализ ответов показывает, что эмоциональное впечатление часто приводит к искажению смысла текста и требует дальнейшего уточнения понимания содержания. Его углублению и осмыслению может способствовать составление плана сказания и/или выполнение творческого задания: «Подумайте над составлением иллюстраций к истории. Помните, что в иллюстрациях должны быть представлены самые важные, ключевые события сказания об Иосифе». Аналитический подход (составление плана) вряд ли является здесь оптимальным, он может разрушить целостное эмоциональное восприятие текста учащимися, поэтому творческое задание в данном случае предпочтительнее. Рассмотрим один из вариантов его выполнения.
      1. Иосиф лежит во рве, а братья получают деньги от купцов.
      2. Жена Потифара обвиняет Иосифа, а ее муж приказывает схватить его.
      3. Сны хлебодара, виночерпия и фараона.
      4. Иосиф — правитель Египта.
      5. Первая встреча Иосифа с братьями, склонившимися перед ним до земли.
      6. Иосиф открывает себя перед братьями.
      Отбор таких ключевых эпизодов говорит о том, что осмысление содержания нуждается в дальнейшей работе.
      Ребята не понимают значения первых двух снов Иосифа, которые на первый взгляд выглядят как причина ненависти братьев. Даже отец не смог провидеть истинный смысл первых снов Иосифа, которые усугубили трагедию непонимания среди братьев. Что же означали эти два сна? Понял ли их смысл и предназначение сам сновидец?
      Эти вопросы, обращенные к классу, могут организовать более глубокое проникновение в Божественный замысел судьбы Иосифа и его предназначение. Интерпретация снов должна опираться на здравый смысл, который так явственно обнаруживается в толковании последующих видений. При необходимости надо объяснить, что сноп — это связанные вместе в охапку стебли созревших злаков для последующего обмолота с целью отделения зерен от соломы. Оба сна должны толковаться вместе. В первом из них, со снопами, которые кланяются снопу Иосифа, речь идет о плодах земной жатвы, о том, что мы пожинаем в результате нашей земной жизни. Жатва символизирует окончание, подведение итогов земного пути и власть земную, перед которой предстоит склониться братьям.
      Второй сон, о солнце, луне и одиннадцати звездах, которые поклоняются Иосифу, предвещает обетование Иосифа в Царстве Небесном, в мире будущем, о его особом избранничестве и Божественном предопределении. И отнюдь не случайно, что наивность и простодушие Иосифа, с которыми он рассказывал свои сны, только усилили ревность и ненависть братьев.
      Обсуждение вопроса: «Почему братья невзлюбили Иосифа?» — позволяет выйти за привычные рамки их личной ревности, зависти и в контексте всего сказания понять главное, что отличает братьев от Иосифа и почему именно он был предназначен для спасения своего народа. С помощью учителя учащиеся выясняют, что к преступлению братьев привели забвение законов братской и сыновней любви, жестокость, отсутствие сострадания и неверие в истинное милосердие и прощение, неспособность предвидеть истинные последствия своих поступков. Говоря об Иосифе, ребята справедливо отмечают его ум, здравый смысл, мудрость, способность любить и прощать, необыкновенную жизнестойкость, но от них ускользает главное — чувство долга, вера в Бога, которая дает ему силы пережить предательство и близких, и чужих людей и устоять перед искушениями, которые встают на его пути.
      Ответы на вопросы: «Что такое предательство? Почему так тяжело переносить предательство? Кто предает Иосифа и в каких ситуациях это происходит? Как переносит Иосиф испытания предательством? Что дает ему силы простить предательство братьев?» — позволяют сделать следующие выводы.
      Ребята в целом верно понимают нравственный смысл предательства — обман доверия, но им нужно помочь осмыслить разрушительную силу этого явления — часто неопытная душа воспринимает это как моральное право на такое же отношение к миру. Иосиф способен разрушить звено в цепи «преступление — наказание», за которым вновь следует преступление как ответ на возмездие. Только любовь и способность прощать может прервать этот роковой круг, и в этом смысле история об Иосифе — прообраз христианского отношения к миру.
      Именно здесь кроется основное, кардинальное отличие в отношении к Богу и миру у братьев и Иосифа. В этом смысле очень важными для понимания истинного характера братьев являются первая и вторая сцена встречи Иосифа с братьями и их поведение после смерти отца (необходимо привлечь фрагмент из оригинального текста).
      Испуганные и встревоженные братья размышляют: «Что если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали?» И послали они сказать Иосифу: «Отец твой пред смертью своею завещал, говоря: „Так скажите Иосифу: „Прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло! — и ныне прости вины рабов Бога отца твоего!" (Иосиф плакал, когда ему говорили это); пришли и сами братья, и пали пред лицом его, и сказали: „Вот, мы — рабы тебе"! — и сказал Иосиф: „Не бойтесь — ибо я боюсь Бога! Вот, вы умышляли против меня зло — но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть (сохранить жизнь великому числу людей). Итак, не бойтесь! Я буду питать вас и детей ваших"; и успокоил их, и говорил по сердцу их» (Быт. 50: 15—21).
      Они не могут поверить в полноту прощения Иосифа потому, что сами неспособны от полноты сердца прощать людей, причинивших им зло. Именно поэтому они идут на последний подлог, приписывая умершему отцу слова, которых он не говорил. Им кажется, что их невозможно простить, что их единственная защита — только любовь и бесконечное уважение, которые питал Иосиф к своему отцу и на которые они сами не были способны.
      Дальнейшие размышления над тем, почему Иосиф не открылся братьям сразу, в их первый приезд, ведут учащихся к осмыслению отношения Иосифа к братьям. Он не мстит им, но он их испытывает, он должен привести их к полному раскаянию. Именно поэтому он несправедливо обвиняет их в злоумышлениях и требует привести к нему их младшего брата Вениамина, вероятно, не веря их словам.
      «И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за это и постигло нас горе сие» (Быт. 42: 21). Только испытав сами чувства страха и душевного страдания, братья оказываются способными в полной мере оценить то зло, которое они причинили Иосифу.
      Иаков с болью в сердце, под ручательство Иуды (главного виновника продажи Иосифа), теперь головой отвечающего за судьбу Вениамина, отпускает своего младшего сына в Египет. Когда Вениамина обвиняют в краже гадательной чаши, нарочно подложенной ему в дорожный мешок, Иуда искупает свой грех перед Иосифом и предлагает себя рабом вместо Вениамина.
      Иуда убеждает Иосифа: «Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. Притом я, раб твой... вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (Быт. 44: 30—38). Именно после этих слов Иуды Иосиф не смог больше сдерживаться, и за этим следует самый драматичный, самый трогательный эпизод Книги Бытия — Иосиф открывает себя братьям.
      В учебнике учащимся предлагается рассмотреть две гравюры (Карольсфельда и Доре), посвященные данному эпизоду, и определить, какими выразительными средствами пользуются художники для передачи настроения сцены. Учащиеся часто испытывают затруднения при выполнении данного задания, поэтому целесообразно использовать прием словесного рисования и дать задание описать сцену открытия Иосифа себя братьям. Работу можно организовать с использованием направляющих вопросов, выясняющих, кто будет на ней изображен, какой именно эпизод привлекает внимание художника, какие тона и краски используются, кто главный персонаж, какие чувства испытывают герои сказания и т. д. После выполнения такого задания ребятам легче ответить на вопросы текста и сравнить замыслы художников.
      Чем же привлекает сказание об Иосифе сердца людей? Учащиеся справедливо отмечают его гуманность, человеколюбие, утверждение лучших человеческих качеств, способность человека жертвовать чувственными наслаждениями и идти по пути исполнения нравственных обязательств, которые возлагают на него долг и высшие законы.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 645 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0