Четверг, 18.04.2024, 18:45


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
16.09.2014, 14:39
      Дети знакомы со сказками из личного зрительского и читательского опыта, школьного изучения сказок в начальных и последующих классах. В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. В известных ученикам литературных сказках А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена и других они увидели, что победа добра над злом трудна и добро не всегда торжествует. В сказках Салтыкова-Щедрина зло является активной силой и побеждает добро. Вероятно, тем самым автор стремился открыть своим читателям глаза на реальный мир, на то, как бывает в жизни, по замечанию В. В. Прозорова: «...правда жизни в щедринской сказке — горькая правда, с особой остротой и силой открывается в картинах сказочных и фантастических, потому что сама жизнь подчас оказывается сказочнее и фантастичнее любого вымысла».
      В беседах с учащимися о творческой индивидуальности писателя-сатирика необходимо раскрыть авторскую мысль о рабской покорности крестьянина, его холопстве в сочетании с огромным трудолюбием и практической сметкой, которая нашла отражение во многих сказках Салтыкова-Щедрина, и в особенности в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
      Ответить на вопрос, в чем писатель следует за народной сказкой, что нового вносит в жанр, поможет установление внутрипредметных, диалоговых связей. Установление этих связей может осуществляться на разных уровнях: когда знания учащихся переносятся из одной темы в том же объеме в другую, например, знания о русских народных сказках из начальной школы — в 5 класс, и когда на базе имеющихся опорных знаний (о сказках) формируются новые знания и понятия. При этом самыми эффективными приемами являются приемы, развивающие самостоятельную, творческую активность учащихся, их читательские качества (художественное воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д.).
      Эффективным приемом в установлении внутрипредметных связей на уроках при изучении сказки является самостоятельная работа учащихся, где задания носят характер внутрипредметного содержания: например, на первом уроке предлагаем прослушать сказку и определить, чем она непохожа на уже известные школьникам сказки.
      Домашним заданием будет следующее: выписать сказочные обороты и выражения из «Повести...» Салтыкова-Щедрина и соотнести их с представленными в русских народных и литературных сказках, установить литературные аналогии, попытаться объяснить, в каком значении они употребляются у Салтыкова-Щедрина.
      Предложенные задания помогут школьникам установить фольклорную основу произведения, увидеть его близость к русским народным и литературным сказкам, а также определить их различие. Неоднократно отмечалось, что связь сказок Салтыкова-Щедрина с фольклором заметна в употреблении поговорок, пословиц, сказочных зачинов, присказок, народных афоризмов, в образной стилистике. Необходимо обратить внимание детей на то, что сказочные формулы у Салтыкова-Щедрина приобретают остросатирическую направленность.
      Естественному, живому восприятию произведения способствуют творческие приемы анализа текста, активизирующие деятельность учащихся: выразительное чтение, художественное рассказывание, устное словесное рисование портретов генералов, чтение по ролям, составление киносценария, работа над авторскими ремарками.
      Плодотворными приемами, развивающими творческую активность школьников и помогающими внимательно отнестись к тексту произведения, являются сопоставление иллюстраций Муратова и Кукрыниксов и соотнесение их с эпизодами текста, работа над деталью и сопоставление ее со сказочными оборотами, изученными ранее. Авторское отношение к персонажам произведения явно неоднозначно, и можно предложить ученикам выявить его.
      Обратимся к персонажам сказки.
      «Почему автор не дает имен своим героям? Какое значение это имеет для осмысления идейного содержания сказки? Каковы генералы? Характеризуя их, подтверждайте свои суждения текстом», — просим мы учеников. Да, действительно, они и легкомысленны, и глупы, и беспомощны, и неприспособленны, и ленивы.
      «С какой целью автор реальные события перемежает нереальными ситуациями? Например, почему герои оказались на необитаемом острове?»
      Фантастика, преувеличение, гротеск, блестящий лаконизм используются автором для того, чтобы показать последнюю степень нравственного и человеческого одичания этих глупых, невежественных людей («кровавая сцена», когда генералы вцепились друг в друга, — наглядный тому пример), однако считающих, что всю жизнь они трудились на благо отечества.
      Заметим, что в черновиках «кровавая сцена» видоизменялась так: сначала один генерал откусил у другого кончик уха, в другом черновом варианте — откусил палец, а в окончательном варианте — орден.
      «Почему автор таким образом исправил текст в окончательном варианте?» Видимо, потому, что орден стал частью тела, так как генерал с ним никогда не расставался, даже ночью.
      Выявить авторское отношение к генералам помогут и творческие задания, включенные непосредственно в анализ текста. Развивая читательское воображение, творческие задания ориентируют учащихся на осмысление произведения в полном объеме. Но если авторское отношение к героям ученики могут заметить самостоятельно, то скрытую иронию и насмешку нужно помочь увидеть, поскольку она облечена то в форму похвалы, лести или притворной солидарности, то в форму восхищения или возмущения, например в описании внешности генералов.
      «Почему генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену? Как вы понимаете следующие выражения: „генерал откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их"? Почему везде, о чем бы ни читали генералы в газете, речь идет о еде?»
      Центральная часть сказки — диалоги. Это одна из особенностей творческого метода писателя. Поэтому в анализе наиболее уместен такой творческий прием, как работа над режиссерским комментарием. Его использование оправдано, в первую очередь, авторским текстом. Предлагаем опорную схему режиссерского комментария:
      а) представьте и выразите в чтении, как генералы говорили, каков их тон, позы, жесты, выражение лиц и т. д. и почему они именно таковы;
      б) объясните, почему генералы оказались на необитаемом острове в ночных рубашках и при орденах;
      в) устно нарисуйте портреты генералов;
      г) дайте развернутый кинокадр «схватка генералов»;
      д) продумайте, какой музыкальный фрагмент можно подобрать к тому или иному эпизоду.
      Следующий герой сказки — мужик. Он — полная противоположность генералам. Описание их действий и действий мужика построено на контрасте. Мужик все может. Однако генералы его иначе как «тунеядец», «каналья», «лежебок», который «нахальным образом уклоняется от работы», не называют. Почему же в их представлении он бездельник? У них сложилось твердое убеждение, что поскольку они состоят при деле, на государственной службе, то они трудятся. Однако это видимость труда и работы, на самом деле на службе они ничего не делали. Истинный труд — это труд мужика, который умеет все, хотя неграмотен и забит. Его труд полезен и практичен с позиций здравого смысла. Отношение автора к генералам понятно: он иронизирует, издевается, смеется над ними. А каково его отношение к мужику?
      «О какой черте характера мужика можно судить по эпизоду, когда он своим генералам нарвал крупных сладких яблок, а себе взял одно кислое?» Это самоуничижение! Он позволяет привязать себя и даже сам веревочку вьет. Может ли такой герой нравиться автору? Он всем хорош: и трудолюбив, и сметлив, и силен, но покорен, смирен и пассивен, позволяет помыкать собою, в нем нет чувства собственного достоинства, поэтому автор горько иронизирует над этими качествами своего героя.
      Принцип контраста в изображении героев, сопоставление их поведения и поступков позволяет ученикам прийти к выводу об особой творческой манере Салтыкова-Щедрина — использовании иронии, гротеска, сатиры. Ученики понимают гиперболу, гротеск в изображении генералов и горькую насмешку-иронию над мужиком. Выразительное чтение диалогов, творческие задания способствуют осмыслению иносказательного смысла произведения. Работа над режиссерским комментарием помогает вскрыть глубокий авторский подтекст.
      Вопросами, которые подытожат работу над произведением, могут быть следующие: «Почему „Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" — сказка? Что в произведении Салтыкова-Щедрина действительно сказочного? Каким вы себе представляете автора-рассказчика и почему именно таким?»
      Умение школьников видеть особенности писательской манеры Салтыкова-Щедрина в создании литературных сказок, умение вычитывать авторское отношение к героям в произведении, установление внутрипредметных диалоговых связей способствуют художественному развитию шестиклассников как читателей.
      Таким образом, разнообразные творческие приемы анализа литературного произведения позволяют создать почву для выработки у учащихся самостоятельных критериев оценки художественного произведения. Ученики посредством творческой деятельности, читательского воображения, читательских умений и навыков смогут подняться от размышлений над текстом к концепции произведения.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2324 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0