Пятница, 26.04.2024, 01:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Введение к курсу литературы 6 класса. Человек и его поступок
16.09.2014, 15:18
    Курс литературы 6 класса объединен центральной темой «Человек и его поступок». Помимо тематического и хронологического принципа организации программы, помимо теоретико-литературных оснований, определяющих ее строение и поступательное освоение материала, важным является также принцип его проблемной организации. Тема «Человек и его поступок» — проблемный стержень курса. От героических песен и мифов, в которых поступок равен подвигу, ученики обращаются к романтическим героям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, которые не страшатся вступить в поединок со всем миром ради чести и справедливости; а рядом — по контрасту — пустейшие Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, поглощенные пустяками, состоящими из ссор, сплетен.
      Следующий блок произведений позволяет размышлять на тему «человек и его поступок» в социальном масштабе. Человек способен преодолеть и собственное горе, и ту модель поведения, которую предписывает ему общество; а может, наоборот, абсолютно отказавшись от собственного мнения, стать комичным и отвратительным в своем чинопочитании. Над этим мы размышляем, читая рассказы И. С. Тургенева и Н. С. Лескова, А. П. Чехова и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
      При изучении повестей о детстве в центре обсуждения будут вопросы нравственные; читатель, так же как и герои, оказывается один на один с самим собою. Этот блок, как нам представляется, отчасти призван возбудить в ученике вопросы к себе и к миру. Спектр произведений, которые предлагает программа, очень широк: от Л. Н. Толстого и В. В. Набокова до Марка Твена. Эти размышления о человеке, ребенке и мире других людей напрямую обращают нас к философским вопросам бытия: к книге К. Г. Паустовского «Золотая роза» и притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
      Жизнь будет такой, какой вы ее построите, жизнь зависит от ваших поступков — нам кажется, что сказать это ученикам, задуматься об этом в шестом классе совсем не рано. Потому что так или иначе массовая культура прививает человеку жизненные ценности, если он не способен выработать собственные. Мир требует от ребенка быстрого взросления, не согласуясь с естественными законами его психического развития. И взросление это выражается в присвоении типа поведения, диктуемого массовой культурой, герой которой на сегодняшний день — уголовник с соответствующей моделью поведения и стилем речи. Школа всегда определяла формирование нравственных и культурных приоритетов человеческой личности. И сейчас тем более она не должна уступать эту роль, несмотря на те условия, в которых вынуждена существовать. Однако морализаторство как способ влияния на юные умы давно изжило себя. Мы полагаем, что реально определяющее значение в формировании мировоззрения подростка может иметь усвоение им определенных культурных типов и ценностей, культурных моделей, которое происходит в ходе активного освоения национального и мирового художественного опыта на уроках литературы и других уроках гуманитарного цикла.
      Для начала разговора на первом уроке оттолкнемся от ученических читательских и жизненных впечатлений. Вспомним любимых литературных героев из курса 5 класса. За что мы их любим, что ценим в них? Какие их поступки запомнились? Подведем учеников к мысли о том, что запоминаются, оставляют след дела человека, его поступки. Запишем тему урока: «Человек и его поступок».
      Вдумаемся в это слово: «поступок». Выполним задания, предлагаемые статьей учебника, и запишем результаты. Сначала объясним значение каждого слова, а затем ученики самостоятельно запишут те из них, которые, по их мнению, ближе всего связаны со смыслом слова «поступок». Запишем ряд однокоренных слов: каждый ученик составляет этот ряд индивидуально, а затем ученики одной группы называют по два слова из своего ряда, самых интересных, на их взгляд, и комментируют значение этих слов; повторяться ученикам не разрешается. Остальные ребята должны пополнить свой ряд однокоренных слов по крайней мере двумя интересными словами: это такие слова, смысл которых для них нов и интересен, которые открыли для них новое значение понятия «поступок». Хорошо, если и учитель выполняет эту работу вместе с детьми, тогда он сможет предложить им интересные и значимые примеры. Сделаем вывод о значении корня — ступ-. Нам поможет в этом статья хрестоматии.
      Вспомните поступки наших любимых героев, которые повлияли на развитие событий в произведении. Легко ли было героям так поступить? Вспомним о маленькой разбойнице, отпустившей с Гердой северного оленя, о Васе, который молчал перед своим суровым отцом, не желая предать друзей, о царевне, отказавшей сватавшимся к ней семи братьям-богатырям, и Елисее, преданно ищущем ее, несмотря на одиночество и полную неизвестность. Материал в данном случае невозможно предсказать заранее — он определяется тем, какие герои оставили более глубокий след в детской душе (это, безусловно, интересные данные к размышлению учителя). Подробно остановимся на двух, максимум трех произведениях, контрастных по поведению персонажей. Если воспользоваться нашими примерами, то мы предлагаем вспомнить маленькую разбойницу и царевну из пушкинской сказки. Напомним ученикам, как ведет себя разбойница при встрече с Гердой: она тут же раздевает ее, польстившись на хорошенькую шубку и муфточку, укладывает спать вместе с собою, «возле зверушек». Герда для нее —  новая игрушка. «Все мои!» — показывает она Герде пленников. Маленькая разбойница «необузданная и своенравная», «избалованная и упрямая». Ее развлечения грубы, как и развлечения разбойничьей шайки: она кусает мать за ухо, щекочет огромным ножом шею оленя, ей радостно видеть страх бедного животного. Но добро и сочувствие растопили ее жесткое сердце. Она не сразу отпускает Герду — только на следующий день, вновь выслушав ее историю, освобождает девочку. Единственное напутствие, которое она может дать оленю: «Убирайся!» И это не только потому, что разбойница груба и невоспитанна, но и потому, что ей больно расстаться с первым другом, которого она встретила в своей жизни, с Гердой. Она одевает ее, чтобы та не замерзла в пути, и даже дает провизию. Очень выразительно эпизод прощания Герды и маленькой разбойницы передан в фильме Г. С. Казанского «Снежная королева». Разбойница перерезает все веревки — моя, летите прочь, убирайтесь все: игра не заменит ей настоящей дружбы. Девочке горько, она рыдает. Это и есть победа добра в ее душе, настоящий поступок героини. Не случись этого, Герде было бы очень сложно спасти своего милого Кая.
      Царевна мила и кротка со всеми, добра; согласно с ее кротким нравом на протяжении всей сказки ее сопровождает эпитет «тиха». Есть ли воля и способность отстоять себя у такого нежного существа, ведь она не может распознать злого умысла Чернавки? Обратимся к сцене сватовства. Как держит ответ царевна? Какие чувства испытывает, отказывая женихам?

            «Ой, вы, молодцы честные,
            Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
            Коли лгу, пусть Бог велит
            Не сойти живой мне с места.
            Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
            Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
            Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

      Царевна поступает по чести, она верна данному Елисею слову, но и ей непросто. Ей дороги и лесные богатыри, она любит их как братьев и не хочет обидеть. Мы слышим это и по ласковым обращениям, и по долгому вступлению героини. Но слово ее решительно. Царевна так клянется единственный раз за всю сказку — она не может изменить себе. Так же непреклонна, как потом узнают ученики, и Татьяна Ларина: речи в устах героинь почти совпадают. При всем несходстве произведений это совпадение значимо как критерий чистоты и искренности, цельности натуры героинь.
      Разговор должен показать ученикам, во-первых, что от воли героя, от того, какое решение он примет, зависит течение событий, а во-вторых, что совершить поступок непросто, герою приходится выбирать. В течение года мы будем размышлять над тем, почему герой поступил так или иначе, почему в одной и той же ситуации герои ведут себя по-разному и какую оценку мы, читатели, дадим этому поступку, как относится к нему автор.
      Теперь пусть ученики расскажут о своих поступках или поступках своих друзей, которые вызывают у них уважение или осуждение, которыми они гордятся или, наоборот, считают постыдными.
      Снова возвратимся к работе над словом. Запишем определения к слову «поступок». Отведем классу на эту работу две минуты, а затем попросим учеников одной группы прочесть два собственных контрастных определения, самых выразительных, с их точки зрения; условие единственное — не повторяться. Остальные учащиеся должны из прочитанного взять для себя по крайней мере три слова. Нужно, чтобы и сам учитель дал ребятам какие-то эпитеты, расширил их лексический запас, например, слово «порядочный» может и не возникнуть в ученическом словарике. Ученики перечитывают все написанное, подчеркивая самые значимые слова, раскрывающие содержание слова «поступок». Теперь можно перейти к сочинению; если времени для работы на уроке недостаточно, сочинение становится домашним заданием, в классе же оно должно отнять не более пятнадцати минут. По характеру своему это будет сочинение-рассуждение.
      Прежде чем назвать темы, хотим предложить еще один план урока. Опишем его менее детально.
      Урок можно начать с записи темы, ее осмысления. Задумаемся над вопросами: «Почему именно поступок характеризует человека и как он его характеризует?» Затем познакомимся со статьей учебника и постараемся наметить с учениками перспективу работы: в центре внимания в этом году будет характер человека, проявляющийся в его поступках. Далее мы выполним лексическое задание по слову «поступок» и, открыв последние страницы учебника, поговорим о книгах, которые предстоит читать в 6 классе. Беседа посвящена понятию «поступок». Учитель дает задание по материалам летнего чтения рассказать о таких поступках героев, которые вызывают у ребят уважение или осуждение. Запишем ряд определений к слову «поступок». Затем учитель расскажет фрагменты произведений, еще незнакомых классу, которые не позволяют однозначно оценить героя. Скажем, сюжет рассказа И. С. Тургенева «Бирюк» или эпизоды повести Л. Н. Толстого «Детство». Мы обнаружим, что поступок всегда связан с неким выбором для человека, с борьбой в его душе. И зададимся вопросом: «Что заставляет людей поступать так, а не иначе, что определяет выбор человека?»
      Как нам кажется, здесь нет необходимости прийти к однозначному ответу, каждый ученик даст его в сочинении. Предлагаем две темы: «Поступок, который я запомню на всю жизнь», «Он не мог поступить иначе». Первая из тем ориентирована на выражение личных впечатлений, вторая — размышление по литературному произведению. Сочинение — это опыт мысли, чувства, речевой поступок.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 6 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2192 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0