Открытый интегрированный урок по литературной сказке Жорж Санд «О
чем говорят цветы», впервые включенной в учебник литературы для 5
класса, провела В. А. Болдина (учительница московской школы № 1666) в
классе, изучающем французский язык. Сказка несколько сложнее ранее
изученных школьниками, поэтому отнесена к самому концу учебного года,
для того чтобы проверить возможности учащихся, в течение целого года
стремящихся с помощью учителя, учебника и уроков литературы приобрести
навыки и умения грамотного, «талантливого» читателя, понять задуманное
автором.
На доске привычные и знакомые учащимся слова А. С. Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
Около доски — портреты Жорж Санд (в возрасте семи лет и уже
взрослой, знаменитой, известной писательницы), небольшая выставка книг
писательницы и книг о ней (например, книги Жорж Санд «Собака и
священный цветок», «Сказки бабушки», Н. Трапезниковой «Романтизм Жорж
Санд» и др.). На партах — учебники с рассказом об авторе, текстом
сказки «О чем говорят цветы», вопросами к ней.
Начав разговор с повторения народных и литературных сказок,
В. А. Болдина сообщила, что им предстоит познакомиться еще с одной,
совсем необычной литературной, или писательской, сказкой Жорж Санд.
Показывает портреты, рассказывает о том, что Жорж Санд — псевдоним
Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги
составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и
труда. Далеко не все знают, что она писала сказки для своих детей и
внуков.
Далее учительница рассказывает о жизни Жорж Санд, о том, что в
детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и
бабушка, что с самого раннего детства Аврора слушала сказки,
романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка
разучивала стихи, басни, читала молитвы. В парке бабушкиного имения
девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни,
естественным наукам, музыке, познакомила с литературой. Аврора
прекрасно играла на арфе. Как и мать, девочка верила в Бога и вечную
жизнь.
Далее школьники, заранее прочитавшие сказку (возможен и другой
вариант — прочитать сказку в классе), говорят, о чем сказка, кратко
рассказывают ее содержание (девочка услышала в цветнике разговор
цветов. Они дружно нападали на розу, не желая считать ее своей царицей.
И шиповник, дальний родственник розы, обратился к ветерку, чтобы тот
поведал всем, что роза заслуженно является царицей цветов). Далее
учительница предлагает послушать, как звучит начало сказки на родном
для писательницы языке -— французском (дети выразительно читают первый
абзац сказки на французском языке). Далее беседа продолжается:
— А теперь вместе отправимся вслед за героиней в цветник и
познакомимся поближе с теми, чьи голоса услышала девочка. (Дети
надевают шапочки с цветами — мака, астры, вьюнка, гвоздики,
представляются на русском и французском языках.)
— О чем говорят цветы в углу цветника? Послушаем их речи: мак
не хочет признавать розу царицей. Не считает никого вправе называть
себя более знатным, чем он. Астра утверждает, что она красивее розы,
так как у нее больше лепестков. Вьюнок горд тем, что в его венчике
отражается небесная лазурь, что роза может лишь завидовать ему. Полевой
вьюнок считает, что у розы неприятный запах...
Все цветы высмеивают розу, сравнивают ее даже с кочаном капусты.
— Почему цветы так ополчились против розы? (Они ей завидуют.)
— Что возмутило девочку в словах цветов? (Она думала услышать здесь поэзию, а нашла лишь зависть, соперничество.)
— Почему девочка не согласна с цветами?
— С чем обращается шиповник к ветерку? (Он хочет, чтобы тот
познакомил всех обитателей цветника с историей розы, ее правом быть
царицей.)
— Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка.)
— Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир.)
— Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни.)
Школьники рассказывают о ветерке, который царствовал с отцом и
братьями на бесплодной Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению.
Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие
растения, раковины, новые формы жизни... Царь бурь посылает сыновей в
бой...
— Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый
аромат заставил ветерок остановиться. Он увидел нежное, прелестное,
изящное создание — розу. Она попросила пожалеть ее, такую красивую и
кроткую. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза
предложила ему стать ей другом.)
— Какую роль сыграли в судьбе ветерка царь бурь и дух жизни?
(За сочувствие к розе царь отказался от сына, отправил его на Землю,
толкнув его в бездонную пропасть. Дух жизни, увидев страдания ветерка,
пожалел его, превратил в хорошенького румяного ребенка с крыльями.
Растения ему должны были служить защитой.)
— Почему дух жизни уверен, что он сильнее соперника? (Потому что созидание сильнее разрушения.)
— Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу?
(Кротостью, красотой, грацией. Дал титул, провозгласил ее царицей
цветов. Роза стала символом примирения враждебных сил природы.)
— Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (Всеобщая радость, воспевание, восхваление розы.)
Звучит музыка Чайковского. («Вальс цветов» из «Щелкунчика».)
Учащиеся читают стихотворения на французском языке о розе и цветах.
— А теперь вернемся к словам Пушкина — какой урок преподает нам сказка Жорж Санд? (Добро побеждает зло.)
— Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой,
кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (Дети
приводят примеры из сказок, из собственной жизни.)
Домашнее задание: придумать небольшую сказку, которую могли бы рассказать цветы. |