Пятница, 26.04.2024, 22:03


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ»
16.09.2014, 15:27
   Открытый интегрированный урок по литературной сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы», впервые включенной в учебник литературы для 5 класса, провела В. А. Болдина (учительница московской школы № 1666) в классе, изучающем французский язык. Сказка несколько сложнее ранее изученных школьниками, поэтому отнесена к самому концу учебного года, для того чтобы проверить возможности учащихся, в течение целого года стремящихся с помощью учителя, учебника и уроков литературы приобрести навыки и умения грамотного, «талантливого» читателя, понять задуманное автором.
      На доске привычные и знакомые учащимся слова А. С. Пушкина:
      «Сказка ложь, да в ней намек!
      Добрым молодцам урок».
      Около доски — портреты Жорж Санд (в возрасте семи лет и уже взрослой, знаменитой, известной писательницы), небольшая выставка книг писательницы и книг о ней (например, книги Жорж Санд «Собака и священный цветок», «Сказки бабушки», Н. Трапезниковой «Романтизм Жорж Санд» и др.). На партах — учебники с рассказом об авторе, текстом сказки «О чем говорят цветы», вопросами к ней.
      Начав разговор с повторения народных и литературных сказок, В. А. Болдина сообщила, что им предстоит познакомиться еще с одной, совсем необычной литературной, или писательской, сказкой Жорж Санд. Показывает портреты, рассказывает о том, что Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и труда. Далеко не все знают, что она писала сказки для своих детей и внуков.
      Далее учительница рассказывает о жизни Жорж Санд, о том, что в детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и бабушка, что с самого раннего детства Аврора слушала сказки, романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка разучивала стихи, басни, читала молитвы. В парке бабушкиного имения девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни, естественным наукам, музыке, познакомила с литературой. Аврора прекрасно играла на арфе. Как и мать, девочка верила в Бога и вечную жизнь.
      Далее школьники, заранее прочитавшие сказку (возможен и другой вариант — прочитать сказку в классе), говорят, о чем сказка, кратко рассказывают ее содержание (девочка услышала в цветнике разговор цветов. Они дружно нападали на розу, не желая считать ее своей царицей. И шиповник, дальний родственник розы, обратился к ветерку, чтобы тот поведал всем, что роза заслуженно является царицей цветов). Далее учительница предлагает послушать, как звучит начало сказки на родном для писательницы языке -— французском (дети выразительно читают первый абзац сказки на французском языке). Далее беседа продолжается:
      — А теперь вместе отправимся вслед за героиней в цветник и познакомимся поближе с теми, чьи голоса услышала девочка. (Дети надевают шапочки с цветами — мака, астры, вьюнка, гвоздики, представляются на русском и французском языках.)
      — О чем говорят цветы в углу цветника? Послушаем их речи: мак не хочет признавать розу царицей. Не считает никого вправе называть себя более знатным, чем он. Астра утверждает, что она красивее розы, так как у нее больше лепестков. Вьюнок горд тем, что в его венчике отражается небесная лазурь, что роза может лишь завидовать ему. Полевой вьюнок считает, что у розы неприятный запах...
      Все цветы высмеивают розу, сравнивают ее даже с кочаном капусты.
      — Почему цветы так ополчились против розы? (Они ей завидуют.)
      — Что возмутило девочку в словах цветов? (Она думала услышать здесь поэзию, а нашла лишь зависть, соперничество.)
      — Почему девочка не согласна с цветами?
      — С чем обращается шиповник к ветерку? (Он хочет, чтобы тот познакомил всех обитателей цветника с историей розы, ее правом быть царицей.)
      — Какую роль сыграл аромат розы в истории ветерка? (Аромат розы усмирил разрушительную силу ветерка.)
      — Какой в давние времена была Земля? (Бесформенная глыба, бесплодная планета, маленький и беспомощный мир.)
      — Какие две силы боролись за Землю? (Царь бурь и дух жизни.)
      Школьники рассказывают о ветерке, который царствовал с отцом и братьями на бесплодной Земле, все подвергалось уничтожению, разрушению. Но внутри Земли был дух жизни — он посылает из недр Земли гибкие растения, раковины, новые формы жизни... Царь бурь посылает сыновей в бой...
      — Как розы остановили разрушительную силу ветерка? (Незнакомый аромат заставил ветерок остановиться. Он увидел нежное, прелестное, изящное создание — розу. Она попросила пожалеть ее, такую красивую и кроткую. Ветерок вдохнул ее аромат и заснул. А когда проснулся, роза предложила ему стать ей другом.)
      — Какую роль сыграли в судьбе ветерка царь бурь и дух жизни? (За сочувствие к розе царь отказался от сына, отправил его на Землю, толкнув его в бездонную пропасть. Дух жизни, увидев страдания ветерка, пожалел его, превратил в хорошенького румяного ребенка с крыльями. Растения ему должны были служить защитой.)
      — Почему дух жизни уверен, что он сильнее соперника? (Потому что созидание сильнее разрушения.)
      — Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? (Кротостью, красотой, грацией. Дал титул, провозгласил ее царицей цветов. Роза стала символом примирения враждебных сил природы.)
      — Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (Всеобщая радость, воспевание, восхваление розы.)
      Звучит музыка Чайковского. («Вальс цветов» из «Щелкунчика».) Учащиеся читают стихотворения на французском языке о розе и цветах.
      — А теперь вернемся к словам Пушкина — какой урок преподает нам сказка Жорж Санд? (Добро побеждает зло.)
      — Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (Дети приводят примеры из сказок, из собственной жизни.)
      Домашнее задание: придумать небольшую сказку, которую могли бы рассказать цветы.
Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 12607 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0