Творческий
дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной
практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой
художник, он пришел в искусство с заявкой нового
зрения.
На втором
уроке продолжается знакомство с дореволюционным творчеством
поэта, но в несколько ином разрезе и ракурсе —
с большей установкой на его содержание, с большим
вниманием к фигуре лирического героя. Основной материал
здесь поэма «Облако в штанах», разбираемая
подробно.
Третье
(или следующее) занятие строится как урок проблемный. Тон
дискуссии могут задать два несхожих мнения поэтов и людей
чрезвычайно родственных — Б. Пастернака и
М. Цветаевой.
Возможно,
есть своя, дидактическая, правота в том, чтобы от первых
послеоктябрьских произведений сразу перейти к самым просоветским
вещам Маяковского — поэмам «Владимир Ильич
Ленин», «Хорошо!», некоторым стихотворениям.
Во второй
половине 20-х годов Маяковский раз за разом настаивал
на необходимости утверждения злободневного стиха: «Больше
тенденциозности. Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики»;
«Разница газетчика и писателя — это не целевая
разница, а только разница словесной обработки.
Разговор
с одиннадцатиклассниками о романе Е. Замятина
«Мы» предполагается в рамках изучения темы
«Литература 20-х годов». Учитель, показывая разные
идейно-художественные позиции писателей в освещении революции
и гражданской войны...
Известно, что слово «сокровенный»
традиционно, вслед за определением в словаре В. И. Даля, — «сокрытый,
скрытый, утаенный, потайной, спрятанный или схороненный от кого-то» —
обозначает нечто противоположное понятиям «откровенный», «внешний»,
«наглядный».
Не так давно невозможно было представить себе,
что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную
программу по литературе XX века.
Как рационально использовать то небольшое
количество часов, которое мы можем отвести на разговор о романе
Булгакова «Мастер и Маргарита»? Система уроков может быть различной, но,
вероятно, бесспорный ход — начинать этот разговор с романа самого
Мастера, который переосмыслил евангельскую историю. Почему нужно
начинать так?
В романе Булгакова есть герой, который не
назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это
хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта
этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа...
Значимость романа «Тихий Дон» обусловлена тем,
что он был написан крупнейшим писателем XX века, получившим мировую
известность. Именно за этот роман Шолохову была присуждена Нобелевская
премия. «Тихий Дон» — национальный вклад в мировую культуру.
«Преподавание
литературы — творческое дело» —
с такой речью выступил А. Т. Твардовский на Всероссийском
съезде учителей в 1960 году. В ней он говорил, что урок
литературы «должен быть часами воодушевления, эмоционального
подъема, нравственного прозрения».
Обзорный
характер уроков по поэмам Твардовского предполагает работу
над сквозными темами этих произведений. Выборочное чтение
самых значительных отрывков из них, смысловой и стилистический
комментарий к ним — наиболее предпочтительный прием
анализа в данном случае.
В программу
по литературе для XI класса включены два лучших произведения
А. Солженицына — «Один день Ивана Денисовича»,
«Матренин двор». Их объединяет мысль, высказанная
писателем: «Под моими подошвами всю мою жизнь —
земля Отечества, только ее боль я слышу, только о ней
пишу».
Нужно ли говорить, что поэзия, если к ней подойти не
только тематически или с исторической точки зрения, перечисляя имена и
названия, — предмет труднейший для восприятия и преподавания.
В 1956 году вышел в свет первый альманах «День
поэзии». В его заглавии — название поэтического праздника, ставшего
ежегодным: в этот день по всей стране читались стихи, поэты выходили
на импровизированные сцены площадей и стадионов. Страна жила поэзией.
Поэтов по стране было множество, но основными возмутителями поэтического спокойствия явились четверо: Белла Ахмадулина (род. в 1937), Андрей Вознесенский (род. в 1933), Евгений Евтушенко (род. в 1933), Роберт Рождественский (1932—1994).
Говоря о достоинстве лирического слова, может быть, сейчас в первую очередь стоит вспомнить Олега Чухонцева
(род. в 1938). После того как многое поменялось в поэзии, многие
громкие имена пропали и забылись, он один из немногих, кто сегодня, как и
двадцать лет назад, остается фигурой, свидетельствующей о состоянии
поэзии.
Что о Евгении Рейне вспоминается прежде всего?
Ленинградец, позже осевший в Москве. Из ленинградских шестидесятников,
которые в шестидесятые не печатались. Из молодого круга Анны Ахматовой.
Двадцатилетний
Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого,
опубликованного в 1958 году рассказа «Стечение
обстоятельств» станут для него пророческими: «Случай,
пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими
моментами в жизни человека».
Уточним ход событий! Зилов узнает о своей
смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает
вспоминать прошлое. Такова логика пьесы, хотя логика реальной
жизни иная: то, что отразили воспоминания, предшествовало
этим событиям. Для чего понадобился драматургу этот прием?
В структуру
обзорного раздела «Русская проза в 50—90-е
годы» школьная программа по литературе и учебник
для 11-го класса включают значительный круг новых
для учащихся выпускного класса понятий и проблем, с которыми
связано развитие русской прозы за последние пятьдесят
лет...
Под словами
известной поэтессы мог бы подписаться каждый из писателей
фронтового поколения. В 40-е годы в литературе о Великой
Отечественной войне сильнее всего был выражен героико-патриотический
аспект.
Роман
В. Астафьева «Прокляты и убиты» читается
тяжело, с большим эмоциональным напряжением. Писатель
однажды сказал, что его воспоминания о войне «немилосердны».
И это действительно так. «Немилосердно» описана
жизнь 201-го запасного полка в лагере, похожем на гулаговскую
«чертову яму».
Понятие
«деревенская» проза появилось в начале 60-х
годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей
отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными
произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля
росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело»
и «Плотницкие рассказы» Василия Белова...
«Год
великого перелома» — под таким названием
вошла в историю пора «сплошной коллективизации»;
она захватила 1929—1930 годы. В литературе
это историческое явление отражено широко. Это и понятно: большое,
переломное событие всегда находит свое многоаспектное освещение.
Написать
любой текст, в том числе школьное сочинение, вне жанра
невозможно. Традиционное сочинение представляет собой аналогию
литературно-критической статьи, хотя многие считают его самостоятельным
жанром.