А. Блок
обратился к теме Куликовской битвы в 1907—1908 годах.
Победа на Дону для него «символическое событие русской истории».
Что же это за событие? Приступая к урокам на эту тему, важно хотя
бы коротко рассказать восьмиклассникам о нем.
Знакомство с
писателем М. А. Осоргиным и его творчеством у восьмиклассников
первое. Именно поэтому на уроке учитель подробно расскажет о его
жизни. Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми
и помогали ему в самые трудные минуты.
И. С. Шмелев —
тоже новое для восьмиклассников имя. По мнению литературоведов,
Замоскворечье — духовный исток его творчества. Здесь он родился,
вышел из торгово-промысловой среды...
Раздел «Писатели
улыбаются» был введен в учебник-хрестоматию для 5 класса,
теперь он будет и в учебнике-хрестоматии для 8 класса.
Юмористические произведения помещены во все классы нашей программы.
Изучение поэмы
«Василий Теркин» имеет давнюю традицию и в литературоведении, и
в методике, и в школьном изучении. Поэму «Василий Теркин» читал
не однажды сам автор, первым исполнителем ее среди чтецов был народный
артист СССР Дмитрий Николаевич Орлов
Учащиеся к 8
классу уже многое знают о писателе: в 5 классе они
знакомились с детством и началом литературной деятельности Астафьева
и рассказом «Васюткино озеро», в 6 классе —
с рассказом «Конь с розовой гривой».
Знакомство с
трагедией «Ромео и Джульетта» в 8 классе не только
первая встреча с великим драматургом Шекспиром, но и возможность
дать учащимся некоторые сведения об эпохе Возрождения.
Школьники привыкли
считать «Путешествия Гулливера» детским чтением, а книга эта на
самом деле одно из самых сложных и мудрых созданий человечества,
что не мешает ей существовать и в «детском» варианте.
Одна из глав
учебника по зарубежной литературе носит знаменательное название:
Скотт — создатель жанра исторического романа. Шотландским чародеем
назвал Вальтера Скотта А. С. Пушкин.
В 10 классе
учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они
должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации,
поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций.
Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем
учителю предстоит решить две задачи: выявить уровень литературного развития учащихся 10
класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор...
В центре первого урока — знакомство с удивительной
биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в
лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.
На втором уроке важно показать учащимся значение
творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений.
В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».
На первом уроке по творчеству В. Жуковского в 10 классе
необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах:
«Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на
европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского
фольклора.
В качестве домашнего задания предыдущего урока можно
предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на
материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа»...
На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся
с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной
мотив которых — оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного
тогда эпикурейства и анакреонтики.
На уроке необходимо охарактеризовать период творчества
Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе.
Патриотический порыв, охвативший Батюшкова в период войны 1812 года, выводит
его за границы интимной лирики.
Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин
есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это
русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет».
Эти слова современные школьники воспринимают с иронией.
На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина,
стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического
творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике, а на уроке
внеклассного чтения по лирике провести практикум по стихам Пушкина,
объединенным темой дороги.
Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные
ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить
анализу композиционно- стилистических особенностей стихотворений «Пророк»,
«Поэту».
На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы
шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и,
прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней
лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия»,
«Желание», «Элегия», «Завещание».
Урок внеклассного чтения можно организовать в форме
практикума, для чего провести учебное исследование в творческих группах
учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему
дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и
сообщают классу о результатах своих наблюдений.
На изучение романа в стихах «Евгений Онегин» в 10 классе
можно отвести 7— 8 уроков. Роман должен быть прочитан учащимися самостоятельно,
так как методика работы с ним рассчитана на проблемное изучение.
В центре урока — проблемная характеристика образа
Онегина. Для этого учащимся нужно перечитать 1, 2 и 6 главы романа и подумать
над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его
духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и
автора-повествователя?
В центре урока — проблемная характеристика образа
Татьяны. Для этого учащимся нужно перечитать 2, 3, 5, 7 главы и подумать над
вопросами: каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром
внешним? Какова композиционная роль сна Татьяны? Что понимает Татьяна в Онегине
в 7 главе и как это ее характеризует?
К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и
подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина?
Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно
ли оно для каждого из них?
К уроку школьникам необходимо перечитать лирические
отступления романа и строфы, рисующие облик автора-повествователя, и подумать
над вопросами: какой смысл выявляется при сопоставлении автора и Онегина?
автора и Татьяны? автора и Ленского? диалогов автора с читателем?
Уроки можно провести в форме семинарского занятия
повторительно-обобщающего типа, которое поможет систематизировать знания,
полученные на предыдущих уроках, и подготовиться к сочинению по роману «Евгений
Онегин».