Понедельник, 05.12.2016, 11:29

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Библейские сказания
16.09.2014, 15:16

Библия — это книга народов, ибо она
судьбу одного народа делает символом
остальных.



     

      В 6 классе происходит знакомство учащихся с некоторыми библейскими текстами и формируется первичное представление о Библии как своде книг различного жанра, которые с религиозной точки зрения являются Священным Писанием Божественного происхождения, записанным «через человеческих посредников» и человеческими средствами. Поэтому Библия имеет и земную свою историю.
      На протяжении тысячелетий человечество рассматривало библейские тексты только как Священное Писание, которое содержало в себе Божественное откровение, дарующее путь к вечному спасению. Духовно-нравственный авторитет Библии рождал особое, благоговейное отношение к этим текстам, что не позволяло рассматривать их с эстетической точки зрения как явление искусства, литературного творчества, которое все же интуитивно осмысливалось в художественных образах европейского искусства. Библейские образы стали источником вдохновения культуры и искусства западноевропейской цивилизации и языком универсального общения человечества.
      Размышления над библейскими сказаниями
      Опыт работы с учащимися показывает, что большинство из них имеют самое фрагментарное представление о Библии и сути религиозных убеждений и культурно-исторических реалий, описываемых в ней. Поэтому необходимо вводное занятие, посвященное формированию первичного опыта и обобщению межпредметных знаний из курса истории Древнего мира, литературы, различных фоновых знаний учащихся, что позволит перейти к изучению текстов Ветхого Завета.
      Предварительные вопросы к ребятам: «Можете ли вы назвать самую известную в мире книгу, имеющую тысячелетнюю историю? Как вы думаете, какая книга переведена на самое большое количество языков в мире? Какую книгу первой напечатал Гутенберг в XV в.?» — позволяют создать установку на восприятие материала, посвященного библейским текстам.
      Уже в ответах на эти вопросы ребята пытаются осмыслить суть Библии, выйти на уровень понимания главных вопросов бытия, конечно, сообразно их возрасту, но иногда поражающих своей глубиной и проникновенностью: «Библия — вечная книга, так как она говорит об отношениях Бога и человека», «В Библии содержится история создания человека и прихода Иисуса Христа», «Библию знают все, потому что это главная книга верующих христиан», «Библию напечатали первой, потому что она была нужна верующим людям, которых тогда было большинство». Для современных школьников путь постижения этих образов формируется в первую очередь в поле отечественной культуры, ведь Библия вошла в русский язык и литературу, обогатила народное сознание новыми образами и смыслами, которые смогли пережить годы отторжения и сохраниться в современном русском языке.
      Формирование первоначальной установки на знакомство с текстом можно начать с рассмотрения устойчивых словосочетаний (с некоторыми из них ребята уже знакомы) и попытки прояснить их подлинный, первоначальный смысл с помощью учителя или самостоятельной работы.
      «От Адама и Евы», вавилонское столпотворение, «блудный сын», Иосиф Прекрасный, Фома неверующий, в поте лица своего, «взявший меч от меча и погибнет», «не от мира сего», древо познания добра и зла, «власть тьмы», «камни вопиют», волк в овечьей шкуре, «нет ничего тайного, что не стало бы явным», «тьма кромешная» — эти устойчивые, знакомые учащимся словосочетания часто не осознаются ими как библеизмы и воспринимаются вне породившего их культурно-исторического контекста, хотя смысловое значение ребята определяют в основном верно. Обращение к библеизмам формирует у учащихся первоначальную установку на знакомство с текстами, и работа над ними организуется дифференцированно, в зависимости от уровня подготовленности класса.
      Библеизмы
      Необходимо показать ребятам экземпляр Библии и хотя бы в самых общих чертах познакомить их с историческими условиями формирования свода книг библейского канона. По возможности целесообразно воспользоваться географической картой и показать на ней современные страны, на территории которых четыре тысячи лет назад разворачивались описываемые события. Это позволит активизировать визуальное восприятие учащихся и «приблизить» к ним события древней истории.
      Около 2000 г. до н. э. группа западносемитских племен переселяется с территории современного Ирака в Сирийско-Аравийскую полупустыню и ведет там полукочевой образ жизни, периодически, особенно во время засухи, которая так опасна в этом сухом климате, спускаясь в плодородную дельту Нила. Известно имя первого переселенца из города Ур в Вавилонии — Фарра — и имя его сына — Авраама, которому чудесным образом открылся Единый Бог, и это стало началом диалога еврейского народа и Бога. Сказание об Иосифе повествует о событиях 1600—1200 гг. до н. э., связанных с приходом народа в Египет и его спасением от голода. Обо всех этих событиях повествуется в Книге Бытия, в которой история об Иосифе и его братьях имеет совершенно особое значение. Благополучие народа в Египте заканчивается рабством и великим Исходом под водительством Моисея в поисках земли обетованной, т. е. обещанной Богом Своему народу. После Исхода весь народ заключает договор с Единым Богом, Моисею открывается новый Закон и Скрижали Завета с десятью заповедями.
      В XIII в. до н. э. происходит переселение еврейских племен на эту обетованную землю, известную под названием Ханаан (современная Палестина). В этот период происходит формирование единства двенадцати племен еврейского народа — он становится народом Израиля (это было второе имя Иакова — отца Иосифа и его братьев). На протяжении столетий происходит мучительный процесс частичной ассимиляции племен, живущих на этой территории, и возникновение нового этнического единства, народа, который объединяет культ Единого Бога и Закон десяти заповедей.
      Общественным устройством израильтян в этот период становится патриархальная демократия — народ управляется судьями, несущими ответственность только перед Богом. История Самсона относится к этой эпохе Судей (XII—XI вв. до н. э.) и отчасти напоминает своеобразный эпический рассказ о богатырских подвигах легендарного героя.
      Приблизительно к этому же периоду относится Книга Руфи — повесть-притча, которая повествует о вечных истинах: верности и любви, преданности обету, самоотверженности, ценность которых непреходяща во все времена.
      В конце XI в. до н. э. в Израиле устанавливается монархия. И время правления царя Давида и его сына царя Соломона становится периодом наибольшего могущества и расцвета государства, когда основывается его столица Иерусалим и строится Храм. Об этом периоде повествуют Книги Царств, где содержится описание битвы Давида и Голиафа. Гибель могучего, вооруженного Голиафа от камня, пущенного из пращи Давида, утверждает победу силы духа, дарованного Господом, перед которым неодухотворенная физическая сила великана повергается в прах.
      Дальнейшие события библейской истории остаются вне поля зрения программы, но при необходимости можно кратко наметить ее основные вехи, которые заканчиваются установлением Нового Завета как высшей цели существования человеческой истории.
      Борьба за власть приводит к распаду единого государства на два: Северное, за которым остается название Израиль, и Южное, со столицей в Иерусалиме, которое называется Иудейское царство и в котором продолжают править потомки царя Давида (именно тогда возникает еще одно название народа — иудеи — и вероисповедания — иудейское). Это связано с тем, что в Иудее обосновались потомки двух колен Израиля — Иуды и Вениамина, имена родоначальников которых знакомы ребятам по сказанию об Иосифе. Постоянные междоусобицы ослабляют оба государства, и они делаются легкой добычей своих агрессивных и сильных соседей.
      Наделенные Богом даром предвидения грядущих трагедий и неизбежной гибели народа, пророки обличают нарушение нравственных заповедей, жадность и преступления власть имущих. Будущее народа зависит от его способности сохранить верность Единому Богу, Его заветам и Закону. Предчувствуя катастрофу, пророки призывают встать на путь покаяния и очищения, но их призывы не были услышаны.
      Под напором воинственных ассирийцев сначала пал Израиль, а затем не смогла устоять и Иудея. В 586 г. до н. э. были разрушены Иерусалим и Храм, построенный царем Соломоном, а тысячи жителей уведены в вавилонский плен.
      В VI и V вв. до н. э. персидский царь Кир, разгромив ассирийцев, разрешает иудеям вернуться на родину, где происходит восстановление Иерусалима и Храма.
      В IV в. до н. э. вся территория Ближнего Востока была завоевана войсками Александра Македонского, а после его смерти Иудея вместе с эллинизированным Египтом оказалась под властью его полководца Птолемея. В середине III в. до н. э. при Птолемее II Филадельфе был осуществлен перевод Ветхого Завета практически в полном объеме на греческий язык. Это была знаменитая Септуагинта — «перевод семидесяти толковников», который положил начало взаимодействию Библии и античной культуры.
      Когда на смену веротерпимым Птолемеям господство над Иудеей захватили Селевкиды — потомки другого полководца Александра Македонского — и начали насильственную эллинизацию Иудеи, вспыхнуло восстание, в ходе которого Селевкиды были вынуждены пойти на уступки.
      В I в. до н. э. Иудея была завоевана римским полководцем Гнеем Помпеем и превращена в провинцию Римской империи. И на рубеже тысячелетий в городе Вифлееме загорается звезда Рождества Господа нашего Иисуса Христа и начинается великая драма пришествия Спасителя, изложенная в тексте Нового Завета, более подробное знакомство с которым произойдет в 7 классе, при изучении Нагорной проповеди.
      В учебнике предлагаются для изучения четыре библейских сказания: об Иосифе и его братьях, о Самсоне, о Руфи, о Давиде и Голиафе. Все эти тексты осмысливают нравственный выбор человека, его ответственность за этот выбор и тем самым раскрывают вечное значение непреходящих человеческих ценностей.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 968 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0