Чтение и изучение сказки Андерсена «Снежная королева» представляет
для учащихся 5 класса некоторые объективные трудности: «Андерсеновская
сказка... стала многослойным, многоуровневым произведением. И оно
вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье.
Сказка объединила жанры романа, лирики, драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа:
по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше
увеличивалась в объеме. Она становилась все длиннее, превращаясь в
повесть, в большую многоплановую новеллу;
благодаря своей философичности и огромному подтексту пошла в
«большую» литературу, ею зачитываются не одни дети, но и взрослые» (Л. Брауде).
«Взрослый» смысл связан с более сложными человеческими
отношениями и характерами, чем те, к которым привыкли дети в других
сказках. В «Снежной королеве» любовь Герды и Кая ушла как бы в
подтекст, обнаруживая себя лишь в простых отношениях названых брата и
сестры.
Сложен и характер Кая. Не только его дерзость, но и что-то
другое привлекло к нему внимание Снежной королевы еще до того, как
осколок зеркала тролля попал ему в сердце.
В центре внимания учителя на каждом уроке мы считаем
необходимым выделить одну задачу, наиболее важную в данном случае. Ее
мы стремились обозначить заглавием-девизом каждой подтемы. Время на
изучение каждой подтемы учитель определит самостоятельно.
Ниже приводятся примерные планы изучения этих подтем:
Подтема 1. «В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало». (X.-К. Андерсен)
1. Вводное слово учителя о Хансе Кристиане Андерсене.
2. Краткая беседа с учащимися о знакомых им сказках Андерсена.
3. Вступление к чтению сказки «Снежная королева».
4. Чтение сказки первой, в которой говорится о зеркале и его осколках.
Вводное слово учителя об Андерсене может иметь самое
разнообразное содержание, но оно должно подвести к основному — к
пониманию детьми своеобразия Андерсена-сказочника, своеобразия,
определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой.
Можно обратить внимание учащихся на сходство его биографии с
сюжетом сказки «Гадкий утенок», например, следующим образом:
«Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А
именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал
перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз
укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза:
„гадкий утенок". Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и
началось.
Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши
походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась:
подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое.
И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал
мечтать...
Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили
птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по
праздникам каждый раз менять носы и уши!..
И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем» (по Г. Цыферову).
Здесь уместно было бы прослушать пересказ сказки «Гадкий утенок».
Завершением этой вступительной части могло бы стать сообщение о
том, что немецкий писатель Фриц Майхнер написал для детей книгу
«Гадкий утенок». Подзаголовок у этой книги такой: «История жизни
сказочника Ханса Кристиана Андерсена». Рассказ о жизни великого
датского сказочника начинается со дня его рождения в семье бедного
башмачника и прачки, с описания его безрадостного и тяжелого детства, от
которого в душе писателя на всю жизнь остался горький след. А в конце
жизни Андерсена земляки и весь мир признали в сыне башмачника и прачки
великого поэта.
И быть может, поэтому на цоколе памятника великому сказочнику,
открытого в 1880 г. в Королевском саду Копенгагена, высечены слова:
«Воздвигнут датским народом».
Беседа после чтения первой сказки может опираться на такие вопросы и задания:
— Прочитайте начало сказки и ответьте, чем похоже это начало на народные сказки, известные вам, а чем нет.
— Чему учили в школе тролля? Как сказочник относится к жизни и людям, а как тролль и его ученики?
— Началось ли уже действие в сказке? Как бы вы назвали такое приготовление к самой сказке, зачем оно нужно?
К следующему уроку нужно подготовить художественный пересказ
первой сказки, ответить на вопросы: какими были ученики тролля? Какое
зло причинило волшебное зеркало людям?
Подтема 2. «Мальчик и девочка».
Заглавие-девиз второй подтемы не просто повторяет название
сказки второй. Оно позволяет понять, почему на уроке соединены две
сказки (вторая и третья), что связывает Герду и Кая, в чем они
противостоят друг другу.
Примерный план занятий:
1. Пересказ сказки первой.
2. Чтение сказок второй и третьей.
3. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
4. Задание на дом.
По ходу занятия учащимся предлагаются вопросы и задания,
направленные на уяснение связи событий и мотивов поведения героев,
например:
— Кто такие Герда и Кай и где они жили? Чем они были похожи,
что особенно украшало их жизнь? Как изменился Кай после того, как
осколок зеркала попал в его глаза и сердце?
— Почему Герда, увидев розы на шляпе доброй волшебницы, вспомнила о Кае?
— Как и почему Герда убежала от старушки-волшебницы, окружившей
ее такой заботой? Как начинается рассказ о Снежной королеве?
Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к
Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце. Напомним, что Кай почти
ничего еще не знает о Снежной королеве, добра она или зла, но он уже
говорит: «Я посажу ее на теплую печку, она и растает». Какие слова
характеризуют Кая? Мстит ли Снежная королева Каю за его дерзкие слова
или она относится к нему как к своему? Можно ли представить, что
осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? О чем
вспоминает Кай после поцелуя Снежной королевы, а о чем он не
вспоминает?
— Попав в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать, Герда
тоже многое забывает. Но что ее насторожило? Чем оказалась похожа
добрая старушка-волшебница на Снежную королеву? В чем разница между
Каем и Гердой, попавшими в сходные обстоятельства?
Задание на дом предполагает «инсценирование» сказок четвертой и
пятой (подготовку выразительного чтения по лицам, обдумывание по
группам учащихся декораций, костюмов, внешнего вида героев).
Подтема 3. «В какой длинный путь она отправилась ради него...»
Примерный план занятий:
1. Рассказ о месте действия сказок четвертой и пятой, подготовленный группой «декораторов».
2. Рассказ о внешнем виде героев сказки, подготовленный группой «костюмеров» и «гримеров».
3. Выразительное чтение по лицам сказок четвертой и пятой.
4. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
Общий вопрос, который нужно решить на этом занятии, следующий:
что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая?
Конкретизацией этого вопроса будут другие вопросы и задания:
— Как ведет себя Герда, услышав рассказ Ворона о принцессе и
мальчике, которого она считает Каем? Почему Герда отказалась жить во
дворце припеваючи?
— Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она
по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и
характере? Прочитайте описания разбойников. Как вы себе представляете
сказочника по этим описаниям?
Дома следует подготовить ответы на вопросы: что пришлось
пережить Герде во время поисков Кая? Кто больше всех помог ей?
Вспомните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и
определите, чем схожа эта сказка со сказкой Андерсена «Снежная
королева», а что отличает их друг от друга.
5. Подготовка к беседе по прочитанным самостоятельно шестой и седьмой сказкам.
Подтема 4. «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»
Уроки должны дать ответ на главный вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
Примерный план занятий:
1. Пересказ: «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?»
2. Чтение фрагментов из шестой и седьмой сказок.
3. Беседа по содержанию прочитанного.
4. Развитие понятия о литературной сказке. Сопоставление сказок А. С. Пушкина и Х.-К. Андерсена.
Следует использовать проверенные и удачные задания методистов, например:
— В чем видит мудрая финка силу Герды? Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
— Как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
— О чем говорили Кай и Герда на обратном пути? Почему они снова вспомнили о розах?
— Маленькая разбойница говорит при новой встрече Каю: «Ах ты,
бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на
край света!» Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
Всем своим творчеством Андерсен утверждает: «Стоит!» Человек
всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем
«пропащий».
Задание на дом предполагает разноплановую работу учеников:
— Ответить на вопросы: какая из семи сказок вам особенно
запомнилась? Каким человеком представляется вам автор после
внимательного прочтения сказки «Снежная королева»?
— Подготовиться к уроку внеклассного чтения на тему «Сказочники
в мире так прекрасно разны...». Какие сказки других писателей вы
знаете? |