Пятница, 22.11.2024, 22:42


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»
16.09.2014, 15:31
      Чтение и изучение сказки Андерсена «Снежная королева» представляет для учащихся 5 класса некоторые объективные трудности: «Андерсеновская сказка... стала многослойным, многоуровневым произведением. И оно вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье.
      Сказка объединила жанры романа, лирики, драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа:
      по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме. Она становилась все длиннее, превращаясь в повесть, в большую многоплановую новеллу;
      благодаря своей философичности и огромному подтексту пошла в «большую» литературу, ею зачитываются не одни дети, но и взрослые» (Л. Брауде).
      «Взрослый» смысл связан с более сложными человеческими отношениями и характерами, чем те, к которым привыкли дети в других сказках. В «Снежной королеве» любовь Герды и Кая ушла как бы в подтекст, обнаруживая себя лишь в простых отношениях названых брата и сестры.
      Сложен и характер Кая. Не только его дерзость, но и что-то другое привлекло к нему внимание Снежной королевы еще до того, как осколок зеркала тролля попал ему в сердце.
      В центре внимания учителя на каждом уроке мы считаем необходимым выделить одну задачу, наиболее важную в данном случае. Ее мы стремились обозначить заглавием-девизом каждой подтемы. Время на изучение каждой подтемы учитель определит самостоятельно.
      Ниже приводятся примерные планы изучения этих подтем:

      Подтема 1. «В цветущей Дании, где свет увидел я,
                              Берет мой мир свое начало». (X.-К. Андерсен)
      1. Вводное слово учителя о Хансе Кристиане Андерсене.
      2. Краткая беседа с учащимися о знакомых им сказках Андерсена.
      3. Вступление к чтению сказки «Снежная королева».
      4. Чтение сказки первой, в которой говорится о зеркале и его осколках.
      Вводное слово учителя об Андерсене может иметь самое разнообразное содержание, но оно должно подвести к основному — к пониманию детьми своеобразия Андерсена-сказочника, своеобразия, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой.
      Можно обратить внимание учащихся на сходство его биографии с сюжетом сказки «Гадкий утенок», например, следующим образом:
      «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок". Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось.
      Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...
      Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!..
      И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем» (по Г. Цыферову).
      Здесь уместно было бы прослушать пересказ сказки «Гадкий утенок».
      Завершением этой вступительной части могло бы стать сообщение о том, что немецкий писатель Фриц Майхнер написал для детей книгу «Гадкий утенок». Подзаголовок у этой книги такой: «История жизни сказочника Ханса Кристиана Андерсена». Рассказ о жизни великого датского сказочника начинается со дня его рождения в семье бедного башмачника и прачки, с описания его безрадостного и тяжелого детства, от которого в душе писателя на всю жизнь остался горький след. А в конце жизни Андерсена земляки и весь мир признали в сыне башмачника и прачки великого поэта.
      И быть может, поэтому на цоколе памятника великому сказочнику, открытого в 1880 г. в Королевском саду Копенгагена, высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
      Беседа после чтения первой сказки может опираться на такие вопросы и задания:
      — Прочитайте начало сказки и ответьте, чем похоже это начало на народные сказки, известные вам, а чем нет.
      — Чему учили в школе тролля? Как сказочник относится к жизни и людям, а как тролль и его ученики?
      — Началось ли уже действие в сказке? Как бы вы назвали такое приготовление к самой сказке, зачем оно нужно?
      К следующему уроку нужно подготовить художественный пересказ первой сказки, ответить на вопросы: какими были ученики тролля? Какое зло причинило волшебное зеркало людям?

      Подтема 2. «Мальчик и девочка».
      Заглавие-девиз второй подтемы не просто повторяет название сказки второй. Оно позволяет понять, почему на уроке соединены две сказки (вторая и третья), что связывает Герду и Кая, в чем они противостоят друг другу.

      Примерный план занятий:
      1. Пересказ сказки первой.
      2. Чтение сказок второй и третьей.
      3. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
      4. Задание на дом.
      По ходу занятия учащимся предлагаются вопросы и задания, направленные на уяснение связи событий и мотивов поведения героев, например:
      — Кто такие Герда и Кай и где они жили? Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь? Как изменился Кай после того, как осколок зеркала попал в его глаза и сердце?
      — Почему Герда, увидев розы на шляпе доброй волшебницы, вспомнила о Кае?
      — Как и почему Герда убежала от старушки-волшебницы, окружившей ее такой заботой? Как начинается рассказ о Снежной королеве? Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце. Напомним, что Кай почти ничего еще не знает о Снежной королеве, добра она или зла, но он уже говорит: «Я посажу ее на теплую печку, она и растает». Какие слова характеризуют Кая? Мстит ли Снежная королева Каю за его дерзкие слова или она относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? О чем вспоминает Кай после поцелуя Снежной королевы, а о чем он не вспоминает?
      — Попав в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать, Герда тоже многое забывает. Но что ее насторожило? Чем оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву? В чем разница между Каем и Гердой, попавшими в сходные обстоятельства?
      Задание на дом предполагает «инсценирование» сказок четвертой и пятой (подготовку выразительного чтения по лицам, обдумывание по группам учащихся декораций, костюмов, внешнего вида героев).

      Подтема 3. «В какой длинный путь она отправилась ради него...»

      Примерный план занятий:
      1. Рассказ о месте действия сказок четвертой и пятой, подготовленный группой «декораторов».
      2. Рассказ о внешнем виде героев сказки, подготовленный группой «костюмеров» и «гримеров».
      3. Выразительное чтение по лицам сказок четвертой и пятой.
      4. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
      Общий вопрос, который нужно решить на этом занятии, следующий: что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая? Конкретизацией этого вопроса будут другие вопросы и задания:
      — Как ведет себя Герда, услышав рассказ Ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем? Почему Герда отказалась жить во дворце припеваючи?
      — Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере? Прочитайте описания разбойников. Как вы себе представляете сказочника по этим описаниям?
      Дома следует подготовить ответы на вопросы: что пришлось пережить Герде во время поисков Кая? Кто больше всех помог ей? Вспомните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и определите, чем схожа эта сказка со сказкой Андерсена «Снежная королева», а что отличает их друг от друга.
      5. Подготовка к беседе по прочитанным самостоятельно шестой и седьмой сказкам.

      Подтема 4. «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»
      Уроки должны дать ответ на главный вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

      Примерный план занятий:
      1. Пересказ: «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?»
      2. Чтение фрагментов из шестой и седьмой сказок.
      3. Беседа по содержанию прочитанного.
      4. Развитие понятия о литературной сказке. Сопоставление сказок А. С. Пушкина и Х.-К. Андерсена.
      Следует использовать проверенные и удачные задания методистов, например:
      — В чем видит мудрая финка силу Герды? Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
      — Как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
      — О чем говорили Кай и Герда на обратном пути? Почему они снова вспомнили о розах?
      — Маленькая разбойница говорит при новой встрече Каю: «Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
      Всем своим творчеством Андерсен утверждает: «Стоит!» Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем «пропащий».
      Задание на дом предполагает разноплановую работу учеников:
      — Ответить на вопросы: какая из семи сказок вам особенно запомнилась? Каким человеком представляется вам автор после внимательного прочтения сказки «Снежная королева»?
      — Подготовиться к уроку внеклассного чтения на тему «Сказочники в мире так прекрасно разны...». Какие сказки других писателей вы знаете?

Категория: 5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3302 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0