Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему
одические рати…» входит в цикл «Тайны ремесла».
Название это определит тему разговора, так как
Ахматова пишет в нём о сущности, природе поэзии, о
том, как рождаются поэтические произведения,
какова природа вдохновения, о том, кто такой поэт,
о музе и читателе.
Название «Тайны ремесла»
отражает нетрадиционное восприятие поэзии: в
значении слова "ремесло” есть что-то
предметное, слишком приземлённое. Уже восьми-,
девятиклассникам можно рассказать о том, что в
этих стихах Ахматова верна традициям
поэтического направления, к которому она
принадлежала, — акмеизма: словесное искусство
акмеистами воспринимается как ремесло, в котором
можно достичь высочайшего уровня владения
поэтическим словом. Само название объединения
акмеистов — «Цех поэтов» — рождает ассоциации с
ремесленной мастерской.
Так какие же "тайны ремесла” Ахматовой можно
открыть, анализируя это стихотворение? Оно
написано очень просто, мы встречаем в нём
разговорные конструкции: "не так, как у людей”,
"мне ни к чему”, "на радость вам и мне”, "по
мне”. И строфа в стихотворении построена так,
чтобы создавать впечатление разговорной речи.
Это ощущение возникает за счёт того, что три
первые стиха написаны пятистопным ямбом, а
четвёртый стих каждой строфы — трёхстопным.
Интонация к концу строфы резко понижается,
краткость последних стихов в строфе ритмически
выделяет их.
"Одические рати”, "прелесть элегических
затей” — эти словосочетания двух первых стихов
первой строфы стилистически контрастируют с
нарочито сниженной лексикой всего
стихотворения. Если рассмотреть предметный мир,
пространство стихотворения, то мы также увидим
нетрадиционные для данной темы образы. Слишком
много предметного, материального, низкого и
бытового: сор, одуванчик, забор, лопухи и лебеда,
сердитый окрик, дёготь, плесень. В этом
проявляется как характерная для всех
поэтов-акмеистов склонность к изображению
простых, порой непоэтичных предметов, к простоте
и чистоте языка, ясности смысла, так и любовь
Ахматовой к предметным, бытовым деталям.
Поэтесса в своём стихотворении говорит о том,
что стихи появляются на свет из того обыденного,
что окружает нас ежечасно. Главная "тайна
ремесла” — не в сложности и замысловатости
воплощения замысла, а в том, чтобы видеть красоту
и поэзию в самых простых вещах.
Но тайна поэзии всё же существует, хотя не
каждому под силу её разгадать: в стихах всё
"некстати” — нелогично, нет рационального
объяснения, вдохновение — чувство
иррациональное, своего рода откровение. Вспомним
эпиграф к «Седьмой книге», куда входит этот цикл
стихов Ахматовой: "Пала седьмая завеса тумана, —
та, за которой приходит весна”. Красота, таящаяся
в повседневности, доступна далеко не всем.
А после того как стихи написаны, они начинают в
некотором роде жить самостоятельной жизнью: они
живые, у них есть своя воля, это подчёркивается
развёрнутым олицетворением — "растут… не ведая
стыда”. Кстати, интересно выяснить у ребят, как
они понимают это многозначное выражение. "Не
ведая стыда” готовы говорить обо всём, ничего не
скрывая, стихи — то есть поэт. Не ведали стыда
созданные Творцом Адам и Ева. Возникновение этой
ассоциации (Творец — Поэт — человек, наделённый
божественным даром) оправдывается употреблением
слова "ведать”.
Написанный поэтом-"ремесленником”, "стих уже
звучит задорен, нежен”, он появляется на свет не
для того, чтобы решать какие-то практические
задачи, а "на радость вам и мне”. |