Все довелось
пережить Ахматовой. В дальних далях 10-х годов нашего века взошла ее поэзия на
русском поэтическом небосклоне и сразу же притянула к себе взоры и сердца. О
ней заговорили, но нет, не как о талантливом стихотворце, а как явлении в
литературе. Недаром первая ее книжка стихов «Вечер» переиздавалась тринадцать
раз. А ведь это было время, когда Россия внимала голосу Александра Блока,
Валерия Брюсова, Николая Гумилева, когда крепнул голос Владимира Маяковского,
других поэтов, в частности Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, ставших не
просто современниками Ахматовой, а ее соратниками и друзьями.
У нее не было
лет ученичества. В этом состоит один из первых ее феноменов. Может быть,
потому, что для нее всегда в красном углу русской поэзии стоял Александр
Пушкин, ей хватило этого ориентира. Не для подражания, а для того, чтобы понять
непреложную истину, настоящая поэзия существует сама по себе, а не потому, что
берет уроки у метров.
Кто знает,
может быть, сказалось и то обстоятельство, что, родившись в 1889 году на
Большом Фонтане под Одессой, она переехала с родителями в Царское Село, где сам
воздух был полон стихами. «Пленительный город загадок», как писала она, был
музеем под открытым небом, и все можно было отнести к экспозиции — дворцы и
парки, причудливые пруды. Все было мило сердцу и дорого ему, но еще дороже
возможность встреч с самим Пушкиным.
Ведь
Смуглый отрок
бродил по аллеям, И
столетие мы лелеем
У озерных
грустил берегов, Еле слышный
шелест шагов.
«Еле слышный»
— для всех. А для нее, может быть, тоже негромкий, но способный увлечь не к
повторению цитат, а к рождению собственных строк, заглянуть в душу человека,
прежде всего женщины, поведать о том, что происходит, когда она любит или
страдает, пытается осмыслить происходящее. И тут внимательному читателю
бросится в глаза еще одна особенность письма Ахматовой. Ее стихи привлекают не
сюжетом, а драмой чувств. Каждое стихотворение, как правило,— драма в несколько
строк, драма женской души, развивающаяся по своим, только ей присущим законам.
Границы поэзии раздвигаются настолько, насколько читатель может стать
соавтором поэта.
Этот
редкостный дар Ахматовой был сразу же замечен. И прежде всего не
друзьями-акмеистами, среди которых она вращалась. Сперва Блоком, который тут же
провел резкую грань между ней и ее сотоварищами. «Настоящим исключением среди
них,— писал он в статье об акмеизме,— была одна Анна Ахматова». Он и потом
выделял ее, охотно выступая с нею на литературных вечерах, деля с ней успех и
волнения. «Мы не тенора»,— как-то сказал Александр Александрович, стоя с ней
за кулисами, видя на лице ее тревогу. «Мы» — это очень значительное в устах
тогдашнего живого классика, сразу определившего место Ахматовой рядом с собой.
Но если акмеисты в какой-то мере выросли из символизма, корифеем которого был
Блок, и родственные тени могли пасть на Ахматову, то новая поросль русских
поэтов, решительно противопоставившая себя и символистам и акмеистам, не
спешила отмежеваться от Ахматовой. Знаменательно, что один из лидеров футуризма
Владимир Маяковский протянул руку Ахматовой. Л. Брик вспоминала, что в иные дни
с утра до вечера Владимир Владимирович читал стихи Ахматовой и по тому, что
читал он, можно было без труда определить его настроение. Они тоже нередко
вместе выступали, а еще чаще общались в кафе «Бродячая собака»— тогдашнем, в
10-е годы, пристанище литераторов разных направлений.
В последнее
время, особенно в год столетия А. А. Ахматовой, много говорили и писали о
мудрости прозрения нашей великой писательницы. Вряд ли это точно. Прозрение
наступало медленно и мучительно. Именно поэтому в ее стихах так много и так подробно
говорится о нелегкой доле, о переживаниях, о возможной смерти. Полный текст статьи скачивайте по ссылке вверху страницы.
|