Ассоциации
по эмоциональной близости играют большую роль в словоупотреблении Фета. В
поздних стихах увеличивается их роль в развитии темы, в композиции
стихотворения.
Встречаются
(немногие, правда) стихотворения, где развитие темы целиком определено
субъективными ассоциациями лирика, как бы пассивно воспроизводящего движение
образов, смежившихся в его сознании. Характерный пример — следующее
стихотворение 1890 г.
На
кресле отвалясь, гляжу на потолок,
Где,
на задор воображенью,
Над
лампой тихою подвешенный кружок
Вертится
призрачною тенью.
Зари
осенней след в мерцаньи этом есть
Над
кровлей, кажется, и садом,
Не
в силах улететь и не решаясь сесть,
Грачи
кружатся темным стадом…
Нет,
то не крыльев шум, то кони у крыльца!
Я
слышу трепетные руки…
Как
бледность холодна прекрасного лица!
Как
шепот горестен разлуки!..
Молчу,
потерянный, на дальний путь глядя
Из-за
темнеющего сада, —
И
кружится еще, приюта не найдя,
Грачей
встревоженное стадо.
На
освещенном потолке вертится тень от жестяного кружка, подвешенного над висячей
керосиновой лампой (чтобы не коптился потолок) и слегка вращающегося от притока
воздуха. Глядя на эту вертящуюся круглую тень, поэт вспоминает, как когда-то на
осенней заре кружилась над садом стая грачей. А этот образ окрашен в его
воспоминании горечью разлуки с любимой, которая уезжала в то время, как над
садом кружились грачи. Цепью этих ассоциаций определяется движение стихотворной
темы.
В
поздних стихах Фета смелее становятся метафорические преобразования словесных
значений. Целые стихотворения строятся как развернутые метафоры, или в них
сопоставляется, сплетается несколько рядов метафор. Покажем это на особенно
частых у Фета метафорах со значением подъема и полета.
Резкое
отделение будничной, обыденной жизни от мира вдохновения, искусства и красоты —
один из главных источников метафор Фета. Поэтический восторг, созерцание
природы, наслаждение искусством, экстаз любви поднимают над «миром скуки и
труда». Отсюда темы подъема и полета. Душа, мысль, сердце, дух, мечты, звуки,
сны поднимаются, летят, мчатся, парят, реют, уносят… «Одной волной подняться в
жизнь иную», «Уносишься в волшебную безбрежность», «Но сердца бедного кончается
полет Одной бессильною истомой», «А душа моя так же пред самым закатом
Прилетела б со стоном сюда, как пчела». Сближение с пчелой в другом
стихотворении превращается в метафору, развернутую на все стихотворение («Роями
поднялись крылатые мечты…»). Так же в целые стихотворения развертываются
метафорический полет на ковре-самолете («Люби меня! Как только твой
покорный…»), полет ракеты («Ракета»). Но наиболее частый образ, связанный с
этой темой, — это образ птицы, и особенно крыла, крыльев
Пока
душа кипит в горниле тела,
Она
летит, куда несет крыло.
(«Все,
все мое, что есть и прежде было…»)
И
верю сердцем, что растут
И
тотчас в небо унесут
Меня
раскинутые крылья.
(«Я
потрясен, когда кругом…»)
Крылья
растут у каких-то воздушных стремлений.
(«Месяц
зеркальный плывет по лазурной пустыне…»)
Без
усилий
С
плеском крылий
Заплетать
В
мир стремлений,
Преклонений
И
молитв.
(«Quasi
una fantasia»)
Ср.
также «крылатая песня», «крылатый слова звук», «крылатый сон», «крылатый час»,
«окрыленный восторгом», «мой дух окрылился» и т. п. Все, что Фет относит к
категории «прекрасного» и «возвышенного», наделяется крыльями, прежде всего
песня и звук. «Уносить в даль на крыльях песни» — этот образ появляется у Фета
еще в напечатанном в 1842 г. переведенном из Гейне стихотворении «Дитя,
мои песни далёко На крыльях тебя унесут…». Затем этот образ становится
постоянным. Наиболее развернуто и сложно разработан он в стихотворении
«Певице», где поэт стремится передать впечатления, создаваемые мелодией,
звучанием, настроением песни
Уноси
мое сердце в звенящую даль,
Где
как месяц за рощей печаль;
В
этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко
светит улыбка любви.
О
дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться
мне песне твоей
Выше,
выше плыву серебристым путем,
Будто
шаткая тень за крылом.
Вдалеке
замирает твой голос, горя,
Словно
за морем ночью заря, —
И
откуда-то вдруг, я понять не могу,
Грянет
звонкий прилив жемчугу.
Уноси
ж мое сердце в звенящую даль,
Где
кротка, как улыбка, печаль,
И
все выше помчусь серебристым путем
Я,
как шаткая тень за крылом.
Песня
уносит в даль; даль, созданная звуками, — «звенящая даль» — становится
метафорическим пространством, в котором серебристый звук голоса (вспомним «И с
переливом серебристым») превращается в «серебристый путь» — путь, освещенный
месяцем. Свет месяца связывается с самим настроением исполняемой песни. Ведь
месяц традиционно связан с печалью и любовью (ср. в раннем стихотворении Фета
«В небе луна и в воде, Будто печаль и любовь»). Со светом месяца связывается и
метафора «Кротко светит улыбка любви» — конкретизация обычной языковой метафоры
«лицо осветилось улыбкой» (ср. «И как луна, что там вдали взошла, Всё кроткое
душе напоминаешь»).
Залитая
лунным светом даль — основное содержание этого метафорического пейзажа; на
заднем же плане его — далекое море, возникшее все тем же путем развития обычных
языковых метафор. Мы говорим о приливе и замирании звуков; у Фета звук то
замирает, как заря за морем, то грянет, как жемчужный прилив.
Стихотворение
ошарашивало современников своей нелогичностью (в звуках на слезы светит улыбка
и т. п.); между тем оно построено в сущности рационалистично и с
настойчивым подчеркиванием того, что его надо понимать метафорически (даль
звенящая, зыби незримые, улыбка светит в звуках, печаль — как месяц, голос
замирает словно заря).
Стихотворение
«Певице» (написанное до 1857 г.) — один из ранних образцов такой
манеры; в дальнейшем Фет уже не подчеркивает метафоричности своих картин, и
немудрено, что современная критика — судя по отзывам — просто не понимала, о
чем идет речь в таких стихотворениях, как например «Когда читала ты мучительные
строки…» (1887)
Когда
читала ты мучительные строки,
Где
сердца звучный пыл сиянье льет кругом
И
страсти роковой вздымаются потоки, —
Не
вспомнила ль о чем?
Я
верить не хочу! Когда в степи, как диво,
В
полночной темноте безвременно горя,
Вдали
перед тобой прозрачно и красиво
Вставала
вдруг заря
И
в эту красоту невольно взор тянуло,
В
тот величавый блеск за темный весь предел, —
Ужель
ничто тебе в то время не шепнуло
Там
человек сгорел!
Здесь
обычная в поэзии метафора «пыл сердца» (ср. у Фета «И песни вдруг вослед за
первой песней Весь сердца пыл на волю понесли», «К чему скрывать румяный пыл
сердец…») развертывается в метафорическую картину пожара сердца поэта — пожара,
бушующего в его стихах. Метафорический пожар сопоставляется с реальным
пожаром, — но и этот реальный пожар дан в метафорическом образе внезапной
зари в полночной тьме. Стихотворение кончается вопросом, относящимся, по смыслу
сопоставления, и к реальному, и к душевному пожару.
Насколько
плохо понимались современниками оригинальные ходы поэтической мысли Фета,
показывает отзыв о данном стихотворении известного либерального критика К. К.
Арсеньева «Можно ли вынести какое-нибудь цельное впечатление хотя бы из
следующего стихотворения? <…> „Заря, горящая в полночной темноте",
„величавый блеск", выделяющийся за „всем темным пределом", „звучный
пыл, льющий сиянье" — все это служит подходящей рамкой для образа
„человека, сгоревшего в заре". Сквозь несообразности, нагроможденные одна
на другую, едва виднеется мысль поэта; набор громких слов не оставляет места
для истинного чувства». Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы. |