Фет — без сомнения один из самых
замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед
нами русская весна — с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим
солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с
пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями,
кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с
синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под
ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над
меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с
птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со
стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима с бегом далеких саней на
блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами
мороза на двойном оконном стекле.
Любовь к природе чувствуется уже в
ранних стихах Фета; тем не менее пейзаж в его поэзии появляется не
сразу. В стихах 40-х годов образы природы общи, не детализированы даже в
столь удачных стихотворениях, как «Чудная картина…», где образ светлой
зимней ночи создается такими чертами, как «белая равнина, полная луна,
свет небес высоких, и блестящий снег». Основное здесь — эмоциональная
экспрессия, возбуждаемая природой; пристального «вглядывания» еще нет.
Вот хоть теперь посмотрю за окно на веселую зелень
Вешних деревьев, да вдруг ветер ко мне донесет
Утренний запах цветов и птичек звонкие песни —
Так бы и бросился в сад с кликом пойдем же, пойдем!
(«Странное чувство какое-то в несколько дней овладело…»)
Лишь в 50-е годы любовь Фета к природе,
знание ее, способность к конкретным и тонким наблюдениям в этой области
вполне реализуются в поэзии.
Увлечение Фета пейзажной поэзией
начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль сближение с писателями
круга «Современника», в особенности с Тургеневым.
Исследователь художественного мастерства
Тургенева справедливо отмечает, что «у Тургенева нет деревьев,
растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и
определенны».
Фет переносит ту же особенность в
поэзию. Явления природы у него описываются детальнее, предстают более
конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим,
например, не только традиционных птиц, получивших привычную
символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких,
как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и т. п. И каждая птица
показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.
(«Степь вечером»)
— здесь в поэзию входят наблюдения
человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет,
но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе
ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом
стихотворении («Жду я, тревогой объят…») в непроглядной тьме ночи
коростель «хрипло подругу позвал».
Можно, конечно, сказать, что все это —
естественный результат хорошего знания природы человеком, который много
лет прожил в непосредственной близости к ней.
Но здесь дело не только в знании. Поэты
первой половины XIX в. тоже большей частью были помещиками, часто
подолгу жили в деревне, хозяйничали, охотились и, любя природу,
возможно, имели не меньший запас знаний о ней. (На вопрос «Альбома
признаний» «Ваше, любимое удовольствие?» — Фет ответил «Была всю яшзнь
охота» (Начала. 1922; № 2. С. 121)) Но степень конкретности описания
природы в поэзии была иной. Развитие вкуса к конкретности, связанное с
движением по пути реализма, привело к тому, что в поэзии стали
воплощаться знания, раньше не становившиеся ее достоянием. Когда мы
читаем у Фета
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело,
(«Какая грусть! Конец аллеи….»)
— это напоминает не его предшественников, а его современника Некрасова
Грудью к северу, ворон тяжелый —
Видишь — дремлет на старой ели.
(«Рыцарь на час»)
Куда летит ворон в бурю или куда он
поворачивается, отдыхая, — таких наблюдений прежние поэты не вносили в
стихи. То же можно сказать о прозе до Аксакова и Тургенева.
Близость Тургенева и Фета отмечалась
современной критикой. Для иллюстрации этой близости приведем в параллель
описание жаркого летнего дня в стихотворении Фета 1854 г. и в первой
главе романа Тургенева «Накануне» (1859)
Как здесь свежо под липою густою —
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
«Тишина полуденного зноя тяготела над
сияющей и заснувшей землей <…>. Под липой было прохладно и
спокойно; <…> как мертвые, висели маленькие гроздья желтых цветов
на нижних ветках липы. Сладкий запах с каждым дыханием втеснялся в самую
глубь груди <…>. Вдали, за рекой, до небосклона все сверкало, все
горело; изредка пробегал там ветерок и дробил и усиливал сверкание;
лучистый пар колебался над землей <…>. Кузнечики трещали
повсеместно; и приятно было слушать это горячий звук жизни, сидя в
прохладе, на покое он клонил ко сну и будил мечтания».
Здесь близки не только меткие и тонкие
наблюдения над явлениями природы; близость распространяется на ощущения
(например, снотворность треска кузнечиков), на образы (образ заснувшей
земли, «почиющей природы»). Разумеется, эта параллель не свидетельствует
о заимствовании Тургеневым деталей и образов из стихов Фета, а лишь о
близости творческих путей обоих писателей.
Еще более, чем Тургенев, Фет стремится к
фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно
группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета
не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более
частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов.
Вот, скажем, приметы поздней осени
Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал, и осыпалась роза.
Над мрачным ельником проснулася заря,
Но яркости ее не радовались птицы;
Однообразный свист лишь слышен снегиря,
Да раздражает писк насмешливой синицы.
(«Старый парк»)
А вот приметы конца зимы
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными как правило, это пейзажи центральных областей России.
Фет любит описывать точно определимое
время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в
природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
Прав С. Я. Маршак в своем восхищении
«свежестью, непосредственностью и остротой фетовского восприятия
природы», «чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки»,
«проникновенными пейзажами», — прав, когда он говорит о стихах Фета «Его
стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью».
Но тут же Маршак замечает «Природа у
него — точно в первый день творения кущи дерев, светлая лента реки,
соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и
вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает
свой практический смысл и приобретает характер декоративный».
У Некрасова природа тесно связана с
человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, — у Фета природа лишь
объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного
от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.
Фетовский эстетизм, «преклонение перед
чистой красотой», порою ведет поэта к нарочитой красивости, даже к
банальности. Можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как
«волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» и т. п.
Этот узкий круг условно-поэтических эпитетов прилагается к широкому
кругу явлений действительности. Вообще эпитеты и сравнения Фета иногда
страдают некоторой слащавостью девушка — «кроткий серафим», глаза ее —
«как цветы волшебной сказки», георгины — «как живые одалиски», небеса —
«нетленные как рай» и т. п.
Можно отметить наличие мифологических
имен в качестве условных «поэтизмов» в стихах Фета 40— 50-х годов, т. е.
тех лет, когда это было уже архаично. В чудесных описаниях морского
залива Фет поминает то Феба с Фетидой («Ночь весенней негой дышит…»), то
Амфитриту с Авророй («Как хорош чуть мерцающим утром…»), за пароходом у
него пляшут нереиды («Пароход») и т. п.
И такими же условно-эстетическими
являются у атеиста Фета религиозные мотивы «жизни двойной», возрождения
«на лоне божески-едином», используемые иногда для концовки
стихотворения. Так, реалистическое описание моря кончается мотивом души,
которая «без корабля» «помчится в воздушном океане», освобожденная от
связи с телом («На корабле»), тучи вызывают образ архангела, который их
«на нивы навевает» («Нежданный дождь») и т. п.
Но все это не оправдывает
распространенного определения поэзии Фета как «эстетского» искусства.
Поэзию Фета нельзя понять, если не видеть, что элементы условной
красивости спаяны в ней с живым, конкретным и сильным отражением
реальности. Скажем, отмеченные Добролюбовым слова о Юпитере и Гее в
стихотворении «Первая борозда» следуют за такими точными и свежими
наблюдениями
Ржавый плуг опять светлеет;
Где волы, склонясь, прошли,
Лентой бархатной чернеет,
Глыба взрезанной земли.
(«Наши поэты большею частию не избегают аллегории. Смотрит <…> поэт, как мужик землю пашет, и тотчас представляет нам.
Как Юпитера встречает
Лоно Геи молодой…»
В стихотворении «Дул север, плакала
трава» к соловью применен банальный, условный эпитет «любовник роз». Но в
этом же стихотворении появляются совсем уже не эстетизированные
«соловьихи» с «хрипливым свистом».
Маяковский заметил, что в стихах Фета
постоянно упоминается «конь» и никогда — «лошадь». «Конь — изысканно,
лошадь — буднично». Наблюдение верное слово «лошадь» в стихах Фета почти
не попадается. Но зато мы находим в его стихах и «донца», и «аргамака»,
и «пристяжную», и «стригуна», т. е. видовые названия лошади,
дифференцированные по породе, возрасту, рабочим функциям.
Стремления к конкретности и к
эстетизации у Фета борются, и эту борьбу иногда отражает творческая
история стихотворений. Вот, например, три последовательные редакции
начальной строфы стихотворения «Ты видишь, за спиной косцов…».
1-я — журнальная — редакция
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнула сталь в закате ярком,
И поздний дым от их котлов
Упитан праздничным приварком.
2-я редакция
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнула сталь лучом багровым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином здоровым.
Окончательная редакция
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.
Конечно, не только конкретностью и
детальностью сильны стихи Фета о природе. Их обаяние прежде всего — в их
эмоциональности. Конкретность наблюдений сочетается у Фета со свободой
метафорических преобразований слова, со смелым полетом ассоциаций.
Помимо фенологических примет ощущение весны, лета или осени может
создаваться такими, скажем, образами «дня»
…как чуткий сон легки,
С востока яркого всё шире дни летели…
(«Больной»)
И перед нами на песок
День золотым ложился кругом.
(«Еще акация одна…»)
Последний лучезарный день потух.
(«Тополь»)
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней…
(Осенью»)
Новизна изображения явлений природы у
Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в русской
поэзии определенно проявился у Фета. Уже то, что сказано выше о
психологической лирике Фета, несомненно связывает его с
импрессионистическим течением европейского искусства. Импрессионизм, по
словам П. В. Палиевского, основан «на принципе непосредственной фиксации
художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от
действительности, изменчивых ощущений и переживаний». Признак этого
стиля — «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих
каждое ощущение штрихах…». Импрессионистический стиль давал возможность
«„заострить" и умножить изобразительную силу слова».
Импрессионизм на той первой его стадии, к
которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и
утончал приемы реалистического письма. Поэт зорко вглядывается во
внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию,
каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет,
сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит «Для
художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи,
вызвавшей это впечатление».
Приведу примеры того, как сказался импрессионистический уклон в фетовских описаниях природы.
Вот начало стихотворения
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Естественно понять эту картину так, что
ели качаются от ветра. Только какая же буря нужна, чтобы в лесу деревья
шатались как пьяные!
Однако замыкающая стихотворение «кольцом» заключительная строфа снова связывает «шатание» ельника только со светом костра
Но нахмурится ночь — разгорится костер,
И, виясь, затрещит можжевельник,
И, как пьяных гигантов столпившийся хор,
Покраснев, зашатается ельник.
Значит, ельник не шатается на самом
деле, а только кажется шатающимся в неверных отблесках костра.
«Кажущееся» Фет описывает как реальное. Подобно
живописцу-импрессионисту, он находит особые условия света и отражения,
особые ракурсы, в которых картина мира предстает необычной.
Вот еще начало стихотворения
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Лес описан таким, каким он представился
взгляду поэта лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес,
изогнувшийся между двумя вершинами, потонувшими в заре двух небес.
Притом сопоставлением «лебедь протянул» и «лес опрокинулся» последнему
глаголу придано как бы параллельное с первым значение только что
осуществившегося действия лес словно опрокинулся под взглядом поэта. В
другом стихотворении
Солнце, с прозрачных сияя небес,
В тихих струях опрокинуло лес.
(«С гнезд замахали крикливые цапли…»)
Ср. еще
Свод небесный, в воде опрокинут,
Испещряет румянцем залив.
(«Как хорош чуть мерцающим утром…»)
Надо сказать, что вообще мотив
«отражения в воде» встречается у Фета необычайно часто. Очевидно, зыбкое
отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам
отражаемый предмет
Я в воде горю пожаром…
(«После раннего ненастья…»)
В этом зеркале под ивой
Уловил мой глаз ревнивый
Сердцу милые черты…
Мягче взор твой горделивый…
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
(«Ива»)
Да и в знаменитой «Диане» в основе лежит тот же вовсе не «антологический» образ
Но ветер на заре между листов проник, —
Качнулся на воде богини ясный лик —
и уже поэтому
Я ждал, — она пойдет с колчаном и стрелами
и т. д.
(Ср мотив отражения в воде еще в таких
стихотворениях, как «За кормою струйки вьются…», «Уснуло озеро;
безмолвен черный лес…», «Младенческой ласки доступен мне лепет…», «Тихая
звездная ночь…» (1-я редакция), «С какой я негою желанья…», «На лодке»,
«Вчера расстались мы с тобой…», «Горячий ключ», «В вечер такой
золотистый и ясный…», «Качаяся, звезды мигали лучами…», «Графине С. А.
Толстой» («Когда так нежно расточала…»). Заключительные строки
последнего стихотворения —
Так светят звезды всепобедно
На темном небе и в воде —
вызвали раздраженное замечание Тургенева
«Уж лучше прямо „и в рукомойнике"» (см. письмо Тургенева Фету от, 25
марта 1866 г. // Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем.
Письма. Т. 6. С. 65).)
Фет изображает внешний мир в том виде,
какой ему придало настроение поэта. При всей правдивости и конкретности
описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического
чувства.
Может быть, примеры, которые я привел,
покажутся неубедительными разве не всегдашнее право поэта видеть мир
по-своему и изображать его таким, каким он его увидел? Такое восприятие
свидетельствовало бы лишь о том, насколько достижения Фета прочно вошли в
русскую поэзию. Восприятие современников Фета показывает, каким
новатором он был.
Метод Фета влиял не только на последующую поэзию, но и на прозу его современников, прежде всего Льва Толстого.
Б. М. Эйхенбаум пишет
«Эта „лирическая дерзость",
схватывающая тонкие оттенки душевной жизни и переплетающая их с
описанием природы, привлекает внимание Толстого, разрабатывающего
„диалектику души" во всей ее противоречивости и парадоксальности.
Знакомство с поэзией Фета сообщает этой „диалектике души" особый
лирический тон, прежде отсутствовавший. В прозе Толстого появляется тоже
своего рода „лирическая дерзость", выводящая его за пределы чистого
психологического анализа. Это есть уже в „Войне и мире". Мысли раненого
князя Андрея, лежащего на Аустерлицком поле, — это уже не столько
„диалектика души" в духе севастопольских рассказов, сколько философская
лирика <…>. Другое место „Войны и мира" кажется уже прямо
лирической вставкой, „стихотворением в прозе", написанным по методу Фета
я имею в виду мысли князя Андрея при виде одинокого старого дуба. Это
не простая метафора и не простое одушевление природы — это тот
импрессионизм («лирическая дерзость»), на котором основана лирика Фета.
Возможно, что здесь даже прямо откликнулось стихотворение Фета „Одинокий
дуб" (1856).
В „Анне Карениной" Толстой идет уже
дальше <…>. 70-е годы — период сильнейшего увлечения Толстого
лирикой Фета <…>. Символика фетовских пейзажей (а особенно
ноктюрнов), переплетающая душевную жизнь с жизнью природы, отразилась в
„Анне Карениной". Ночь, проведенная Левиным на копне и решившая его
дальнейшую судьбу, описана по следам фетовской лирики. Психологические
подробности опущены и заменены пейзажной символикой повествовательный
метод явно заменен лирическим <…>. Здесь, как и в лирике Фета,
начальная, совершенно бытовая, реалистическая ситуация (Левин с мужиками
косит сено) развертывается в ситуацию умозрительную, философскую
<…>, захватывая в общий лирический поток жизнь природы и придавая
ей символический смысл. Аналогичный ход имеется, например, в
стихотворении Фета „На стоге сена ночью южной…" (1857), которое, может
быть, и откликнулось в цитированном ноктюрне Толстого, или в
стихотворении „Ты видишь, за спиной косцов…", которое заканчивается
словами
В душе смиренной уясни
Дыханье ночи непорочной
И до огней зари восточной
Под звездным пологом усни!
Дело здесь не просто во „влиянии" Фета
на Толстого, а в том, что Толстой, ища выхода из своего прежнего метода
<…>, ориентируется в „Анне Карениной" на метод философской лирики,
усваивая ее импрессионизм и символику». |