Стихи первого сборника Фета «Лирический
пантеон» — типичные образцы эпигонского романтизма конца 30-х годов.
Любопытно отметить большое сходство между «Лирическим пантеоном» и
другим сборником, вышедшим в том же году, также под одними инициалами
автора, — «Мечтами и звуками» Некрасова. Начав свой путь с одного
исходного пункта, два наиболее значительных поэта данного поколения
быстро разошлись в разные стороны.
В «Лирическом пантеоне» представлены все
модные жанры ходовой поэзии той эпохи баллады ориентальные, феодальные и
«народные», «антологические стихотворения», элегии.
В начале 40-х годов Фет отдает еще дань
эпигонскому романтизму, в особенности по линии романтической
«народности». В циклах «Гадания» и «Баллады» Фет преимущественно
перекладывает в стихи народные поверья, заимствованные из популярных
этнографических сборников. Кое-где Фет пытается имитировать народный
склад речи, народные интонации
Вот теперь — что день, то гонка,
И крикливого ребенка,
Пoвек девкою, качай!
И когда же вражья сила
Вас свела? — Ведь нужно ж было
Завертеться мне в извоз!..
(«Метель»)
Все это было наносным и вскоре отпало.
Гораздо большее значение имели опыты Фета в «антологическом» роде, хотя и
эти стихи, как выяснилось позднее, возникали на периферии творчества
Фета, не были порождены основными устремлениями творческой
индивидуальности.
Попытки возрождения «антологического»
жанра в 40-е годы и в начале 50-х имели большой успех. Стихи этого жанра
создали славу А. Н. Майкову и Н. Ф. Щербине Это отчасти объясняется
исчерпанностью и утомительностью эпигонского романтизма с его
аффектированной страстностью, с его стимуляцией грандиозных переживаний и
вдохновенных видений. «Священному безумию» романтического художника в
«антологической поэзии» противопоставлено подчеркнуто спокойное,
отрешенное от страстей, «гармонически» уравновешенное, созерцательное
отношение художника к миру. Место поэтического экстаза занимает
холодноватая рассудочность, определяющая рациональную, ясную композицию
произведений, «пластический» стиль. Выдвигаются описательные задачи
описания статуй, картин становятся любимыми темами. Существенно, что и
люди описываются как статуи, и жизненные темы даются в статике картины.
Основное внимание уделяется выявлению и расположению «прекрасных»
деталей. Именно это отношение лирика к объектам его поэзии ощущается как
главный признак жанра; античные образы и темы могут и отсутствовать.
В сущности антологическая поэзия 40-х
годов не была так далека от эпигонского романтизма, как это могло
казаться. Их объединяло главное отношение к действительности —
отрешенное, приподнятое, эстетское.
Особую роль в антологическом жанре
играло мастерство стиха. Антологические стихотворения писались
классическими размерами, имевшими длительные и твердые поэтические
традиции александрийским стихом, гекзаметром, элегическим дистихом.
Подбор звуков, соотношение ритма и фразы, распределение ударений в
доцезурной и в зацезурной части стиха в соответствии с движением эмоции —
все эти «гармонии стиха божественные тайны» (Майков) требовали тонкого
вкуса, большого стихового мастерства. Быть может, более всего мастерство
стиха было причиной преимущественного успеха антологических
стихотворений Фета в 40 — 50-е годы. Стихотворения этого рода, вошедшие в
циклы «Антологические стихотворения», частью в «Элегии» и «Вечера и
ночи», единогласно признавались лучшими в сборнике 1850 г. всеми его
рецензентами.
Полный текст статьи скачивайте по ссылке, размещенной вверху страницы.
|