Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать
с лекционного изложения материала. Учитель даёт
обзор творческого пути писателя, сопоставляя его
с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления
— пригласить учащихся к поиску. Проблемный
вопрос может прозвучать и в начале разговора о
Куприне, и в конце изложения материала о
творчестве писателя.
На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой
деятельности учеников. Для этого я продумываю
систему проблемных вопросов, ответы на которые
опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом
не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны
вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся
и целенаправленный мыслительный поиск.
Преподаватель может придумать косвенные
подсказки и наводящие вопросы, может сам
подытожить главное, опираясь на ответы учеников.
Возможно, что учитель не даёт готового ответа,
задача наставника — привлечь ученика к
сотрудничеству.
Примерные вопросы и задания проблемного
поиска при изучении рассказа «Гранатовый
браслет»:
— Как пейзаж помогает понять настроение и
внутренний мир Веры Николаевны?
— Насколько важен образ генерала Аносова в
произведении?
— Дать сопоставительный анализ описания
именин Веры и описания комнатки Желткова.
— Сравните подарки гостей с подарком
Желткова. Смысл сравнения?
— Каким настроением проникнут финал
рассказа? Какую роль играет в создании этого
настроения музыка?
Поисковый метод опирается на следующие формы
деятельности:
— работа с текстом;
— выбор цитат;
— анализ текста:
целостный анализ,
анализ эпизода,
сопоставительный анализ;
— выявление художественных особенностей
текста.
К каждому вопросу я советую ученикам собирать
материал, собранную информацию мы оформляем в
виде схем.
При разборе повести «Олеся» мы размышляли над
таким вопросом: "Иван Тимофеевич — человек
добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?”
Привожу примеры подобных рассуждений,
оформленных в виде схем.
Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались
слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь.
Может быть, не было той настоящей любви, которая
затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и
горести.
Вывод. Олеся способна на чувства более
сильные, чем её избранник. Для героини любовь
стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство
сберечь не смог и не захотел.
Генерал Аносов о Желткове: "Безумец… Может
быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка,
именно такая любовь, о которой грезят женщины и
на которую больше не способны мужчины”.
Князь Шеин о Желткове: "Я чувствую, что этот
человек не способен обманывать и лгать… Я
чувствую, что присутствую при какой-то громадной
трагедии души…”
Вывод. Куприн показывает благородство души
простого человека, его способность к глубокому,
возвышенному чувству. Любовь возвышает человека,
преображает его душу. Любовь Желткова, та,
которая бывает "раз в тысячу лет”, осталась
бессмертна. Именно такая любовь воспета
Куприным.
Ассоциативный ряд: холодный — высокомерный
— гордый — надменный — аристократический
2. Если холод с самого начала концентрируется
вокруг главной героини, как это характеризует особенности
её восприятия жизни?
Непогода сменится теплыми днями
Лето сменится осенью
Молодость — старостью
Самые красивые цветы обречены на увядание и
смерть
Жизнь идёт
Способна ли княгиня Вера почувствовать
неуловимый ход времени?
3. Отношение Веры к природе:
море — "Когда я первый раз вижу море,
оно меня радует и поражает”
"Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на
него…”;
лес (сосны, мхи, мухоморы) — сравнение:
Вывод. Куприн проводит параллель между
описанием осеннего сада и внутренним состоянием
героини. "Деревья успокоились, покорно роняли
жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии
пребывает героиня: со всеми строго проста,
холодно любезна.
Финал рассказа: "Княгиня Вера обняла ствол
акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья
мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно
сочувствуя ей, зашелестел листьями…”
Любовь Олеси — сильное, глубокое,
самоотверженное чувство
По повести А.И. Куприна «Олеся»
Любовь-испытание:
— Олеся для окружающих чужая;
— смелая, свободная;
— стремится к добру;
— не боится жить в согласии со своим сердцем,
поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать
тоньше, чем её осторожному избраннику;
— стремится к добру;
— любовь — это главный смысл жизни.
Олеся и Иван Тимофеевич
Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем,
начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в
Олесе главное:
— Иван любуется не только внешней красотой
Олеси, но и внутренней;
— важно не только уметь видеть, но и желание
видеть;
Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича
постоянно контролировать свои душевные порывы,
не научила задумываться о последствиях.
"Человек добрый, но слабый”, он не способен на
настоящую любовь. Права оказалась Олеся: "Никого
вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут
любить, вы много горя принесёте”.
Только в единении с природой человек способен
достигнуть духовной красоты и благородства.
Нитка красных бус Олеси:
— это память о любви;
— это символ её чистого чувства;
— это сила её негаснущей любви;
— каждая бусинка — это огонёк любви.
Поисковая деятельность подготавливает переход
к самостоятельной исследовательской
деятельности.
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему
и решают её в написании творческих работ
(сочинения) или в рефератах. Важен тот материал,
который собрали сами дети в результате поисковой
деятельности. Важно не растерять этот материал,
скопить его, систематизировать. Итогом работы
над произведением является написание сочинения.
В основе сочинения и будет тот материал, опорные
схемы, отражающие работу во время поисковой
деятельности учащихся. Каждая схема — это основа
сочинения, раскрытие мысли, результат
проделанной работы, это личность ученика, его
восприятие прочитанного. |