|
Про кого идет речь?
Кто из героев имел привычку наступать на ноги? (Собакевич)
Кого из помещиков Чичиков назвал «дубиноголовой»? (Коробочку)
...
Читать дальше »
|
1. Уже в первых двух строках стихотворения «О доблестях,
о подвигах, о славе...» проявилась контрастность, свойственная поэзии Блока:
герой стихотворения живет на «горестной земле», но его жизнь одухотворена
сиянием любви и высокими стремлениями. Помогает ли эта контрастность первых
строк стихотворения понять причину жизненной драмы героя стихотворения?
2. Слово «синий» часто встречается в стихах Блока. Синий
цвет предстает порой как символ «страшного мира»:
...
Читать дальше »
|
1. Назовите имя адресата, которому А.Т.Твардовский
посвятил следующие строки:
За тысячу верст
От любимого края
Я все мои думы
Ему поверяю
...
Читать дальше »
|
Сопоставьте сцену
бомбардировки Смоленска из «Войны и мира» (т. 3,
ч. 2, гл. IV), стихотворение Анны Ахматовой
«Первый дальнобойный в Ленинграде» и фрагмент
главы «Кто стрелял?» из поэмы Александра
Твардовского «Василий Тёркин». Какие мотивы их
объединяют?
А.Ахматова. Первый дальнобойный в
Ленинграде
|
Возможно, вы слышали такое выражение – «вавилонское
столпотворение». Оно взято из Библии. Легенда рассказывает, что в глубокой
древности люди говорили на одном языке. Жили они хорошо, не бедствовали, но
неизвестно с какого перепугу вдруг решили построить башню до небес. Что им было
нужно на небесах, история умалчивает, но они рьяно взялись за работу.
Гастарбайтеров не было, прорабы говорили с рабочими на одном языке, все друг
друга понимали, и башня быстро росла вверх. Господь в последний момент
почувствовал, что снизу что‑то подпирает, и принял меры. Он заставил жителей
Вавилона говорить на разных языках. И строители перестали понимать друг друга.
Даже самые обычные слова, без которых на стройке нельзя: «Ты, пип, куда, пип,
эту пип стави
...
Читать дальше »
|
Если литература появляется тогда, когда появилась
письменность, то русская литература появилась тогда, когда появилась русская
письменность.
Вместе с письменностью появился письменный язык, близкий
к устному, разговорному. (Между письменным и устным языками есть разница.
Иногда она больше, иногда меньше, но есть всегда. Вы и сами это знаете: люди
никогда не говорят так, как пишут, и наоборот).
Распространение письменности на Руси было связано с
принятием христианства восточными славянами в конце Х века. Киевский князь
Владимир
...
Читать дальше »
|
Но появляются и первые светские произведения, в первую
очередь летописи. Летописи – это погодные («по годам») записи, отмечавшие
важнейшие события: начало и конец княжений, распри между князьями
(междоусобицы), битвы с внешними врагами, строительство храмов, засухи и
морозы, неурожаи, эпидемии и т. д. Первой русской летописью считается
«Повесть временных лет», созданная в начале XII века. Это почти единственный
памятник, в котором описываются дохристианская, языческая история Русской земли
и события XI века.
Летопись – это и древнерусский учебник истории, и
средневековое средство массовой информации. Летописец должен быть правдивым и
нести ответствен
...
Читать дальше »
|
В конце XII века неизвестным автором было создано самое
знаменитое произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».
В основе «Слова» лежит реальная история, случившаяся в
конце XII века. Киевский («старший» по статусу) князь сумел на какое‑то время
объединить удельных князей, чтобы наказать степняков – половцев, которые просто
достали русичей своими набегами. Удельные князья – это такие полевые командиры,
которые киевскому князю подчинялись только формально и заботились о собственных
княжествах, а не о Русской земле. Но половцы временно были общими врагами, и
ради такого случая князья выступили вместе. Половцев нашли и больно наказали с
ко
...
Читать дальше »
|
Такие сочинения раньше часто писали в школе. Сейчас реже.
Интересно, а на кого хотели быть похожими твои
древнерусские ровесники? Кто был для них примером? Этого мы не знаем. Но мы
знаем, кто должен был стать
для них примером, идеальным героем. Сочинения, описывающие идеального героя,
назывались житиями, или агиографиями. Жития – жизнеописания праведников,
достигших духовного совершенства и причисленных Церковью к лику святых. Сначала
в Древней Руси распространялись жития святых, узаконенных греческой
(византийской) церковью. Но затем, когда русская православная церковь окрепла,
она стала создавать с
...
Читать дальше »
|
Жизнь, как говорится, берет свое, а иногда и чужое. Идет
время, и всё больше возрастает интерес древнерусских писателей и читателей к
другим, более земным, сторонам жизни человека. Читатель теперь хочет не только
поучительности, но и увлекательности.
Вот какая история произошла с написанной в XVI веке и
очень популярной на Руси «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Канонизация
(причисление к лику святых) муромского князя Петра и его жены Февронии
предполагала составление жития – жизнеописания, подтверждающего святость
героев. Написать житие Петра и Февронии было поручено протопопу
Ермолаю. Однако Петр и Феврония жили в XII веке, а Ермолай
...
Читать дальше »
|
На уроках литературы мы читаем и изучаем так называемую
«художественную» литературу. По‑английски ее называют fiction. Фикция – это то,
чего не было на самом деле, что создано и существует только в воображении
автора. Ну и читателя, конечно, если он прочитает такую книгу. Была ли
древнерусская литература художественной? И да, и нет.
Почему да?
Потому что в произведениях древнерусской литературы часто
присутствовал вымысел, авторская фантазия, потому что в письменные тексты по
разным причинам проникали сказочные образы и сюжеты
...
Читать дальше »
|
Древнерусская литература была литературой средневековья.
Существовала она с XI по XVI век.
А вот литературу XVII века часто называют литературой
переходного периода. XVII век был действительно переходным. Это был переход от
Средневековья к Новому времени, то есть к такому обществу, которое в общих
чертах сохраняется до сих пор. Если начался этот переходный век с трагических
событий Смутного времени, с кризиса русского Средневековья и его преодоления,
то в конце века Россия уже ставит перед собой задачу стать одним из ведущих
государств Европы и Азии.
...
Читать дальше »
|
С XVIII века русская литература постепенно становится
такой, какой мы привыкли видеть ее сегодня.
Теперь автор смело ставит имя под и над своими
произведениями. Литература перестает быть анонимной.
Вымысел не только допускается, но и приветствуется. «Ну‑ка,
ну‑ка, чего ты там интересного выдумал?» – с такой мыслью открывает читатель
книгу. И писатель, конечно, старается вовсю.
Книги не пишутся от руки, а печатаются в типографиях. Они
становятся доступнее. Появляются люди, которые любят читать. Не для че
...
Читать дальше »
|
Русская литература развивалась очень быстро, и скоро
рамки классицизма стали ей тесны, потому что она стремилась к отображению живой
национальной жизни, а не отвлеченных характеров и ситуаций.
В поэзии такой прорыв сделал Гаврила Романович Державин.
Он, как и Ломоносов, писал оды. Но оды Державина стали совсем другими. В них
торжественность стала сочетаться с юмором, высокий стиль речи – со свободной
манерой задушевной беседы, вдохновение победило расчет. Русская поэзия еще не
знала и потом еще долго не могла повторить такой грандиозный масштаб мысли и
чувства, какой придал ей Державин. Державин первым понял сущность
...
Читать дальше »
|
Крупнейшими событиями XIX века, которые отразила русская
литература, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов в 1825
году, Крымская война (середина 50‑х годов) великие реформы рубежа 50‑60‑х гг.,
в том числе отмена крепостного права (1861). И было еще одно вроде бы совсем
маленькое, но ставшее очень важным для русской литературы и общества событие –
открытие памятника Пушкину в Москве в 1880 году.
Но литература не только отражает внешнюю жизнь. У нее
есть собственное развитие, внутренние события. Такими внутренними событиями в
русской литературе начала XIX века были борьба за литературный язык и
возникновение романтизма.
...
Читать дальше »
|
Конечно, романтизм не пришел на место классицизма или
сентиментализма, как солдат на место выбывшего из строя. На самом деле «чистых»
литературных направлений не бывает. Вот и романтизм «вступал в реакцию» с
классицизмом и сентиментализмом, а позже с реализмом. И классицизм, и
сентиментализм прекрасно выживали в эпоху романтизма. Дело, в конце концов, не
в литературных направлениях, а в литературном таланте.
Одно из самых ярких произведений этого времени – комедия
Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Комедия странная, как и ее
герой – Александр Андреевич Чацкий. Она построена по всем правилам классицизм,
герои говорят языком, который и в те вре
...
Читать дальше »
|
Предлагаю взять лист бумаги и за 3 минуты составить топ‑лист
«10 лиц России». Какие имена приходят вам в голову? Александр Невский, Сергий
Радонежский, Иван Грозный, Петр Первый, Георгий Жуков, Иосиф Сталин, Юрий
Гагарин, Александр Пушкин, Андрей Сахаров, Сергей Королев, Дмитрий Менделеев,
Михаил Калашников, Алла Пугачева, Валерий Харламов, Лев Яшин? Кого‑то вы можете
не знать. О ком‑то захочется поспорить. Услышав какое‑то имя, посмеетесь,
услышав другое – возмутитесь. Но я уверен только в одном: в вашем списке будет
имя Пушкина. И спорить о нем даже в голову не придет.
Один знакомый малыш на вопрос, кто написал стихи
Чуковского, уверенно ответил: «Пушки
...
Читать дальше »
|
В истории русской поэзии сложилось так: первое место
занимает Пушкин, второе Лермонтов, а все остальные – третье.
Когда говоришь о Лермонтове, хочется начать со слов «Если
бы…» За неполные 27 лет жизни Лермонтов сделал очень много. Но сколько бы он
сделал, если бы… Представьте себе Лермонтова 80‑летним! Он мог бы писать при
электричестве, дружить с Тургеневым и Толстым и читать Чехова!
В 27 лет Пушкин еще не окончил «Онегина», не написал
«Медного всадника» и «Капитанской дочки», не сочинил свои волш
...
Читать дальше »
|
В его демонизме есть что‑то возрастное, юношеское.
Смотрите, какой я не такой, какой глубокий, какие во мне бездны духа
разверзаются! Ну кому это не знакомо? Но Лермонтов потому и гений, что чувствует
ограниченность, бесплодность и пустоту отрицания. Невозможно жить без любви. И
в его поэзии все сильнее звучат другие мотивы. Любовь к «простому
человеку», любовь к Богу и его творению – прекрасному миру, стремление найти
успокоение в религиозном чувстве, воспоминания о безмятежном детстве. И,
наконец, именно Лермонтову удалось сделать то, что не удалось даже Пушкину. Он
написал стихотворение «Родина». Оно тоже начинается с отрицания, но
заканчивается таким проникновенным, простым и глубоким признанием в любви к
этой тихой и скромной зе
...
Читать дальше »
|
С Гоголем у нас все плохо.
Изучение литературы в школе часто отбивает всякую охоту
читать классику, а Гоголя особенно. Не хочу обидеть учителей, сам учитель.
Причин много, и говорить о них неинтересно. Что мы знаем о Гоголе? Что иногда
он писал страшно («Вий»), иногда занятно («Тарас Бульба»), но всегда непонятно.
Что касается «Мертвых душ» и гоголевского юмора, то здесь вообще катастрофа.
Какой такой у Гоголя юмор, школьник искренне не понимает. И я его понимаю.
Вы видели портреты Гоголя и заметили, что нос у него был
длинный. И свой длинный нос Гоголь совал всюду. Россию‑Русь он знал прекрасно.
И
...
Читать дальше »
|
Во второй половине XIX века в литературе закрепляются
основные «специализации»: проза, поэзия, драматургия, критика. После долгих лет
господства поэзии на первое место выходит проза. А самые большие достижения
русской литературы этого времени связаны с жанром романа. Именно роман вывел
русских писателей в первый ряд мировой литературы. Русский роман создал новый
тип героя и новый тип конфликта. Это не столько внешний конфликт – героя со
средой, сколько внутренний – героя с самим собой, хорошего «я» с плохим «я».
Герой русского романа ставит перед собой не материальные, а духовные задачи,
главная из которых – жить хорошей жизнью, то есть в согласии с совестью. В этом
была новизна русского романа. В западноевропейском роман
...
Читать дальше »
|
Если бы Тургенев не был писателем и знал, что такое
экология, он был бы экологом. Но науки экологии тогда еще не было, и свою
страстную любовь к природе Тургенев выражал в книгах и охоте. Но мы‑то с вами
про экологию знаем. О чем она нам говорит? О том, что природа живет по своим
незыблемым законам, и нарушать их – гибельно. Человек – дитя и часть природы.
Разумная, но часть. А если человек разумен, то он должен понимать, что всему
свое время, что за цветением наступает осень, что все новое – продолжение
старого, что дети хотят жить своим умом, пока у них самих не появятся дети. А
главные события в жизни человека – любовь и смерть – не зависят от его воли и
желания…
...
Читать дальше »
|
Тургенев писал короткие романы. И мы ему за это
признательны.
Толстой и Достоевский писали длинные романы.
Гончаров писал длинные и… Нудные – звучит обидно. Ладно:
длинные и медленные романы. Есть такая запоминалка: Гончаров написал три
романа, и все три начинаются на «О»: «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв». Самый известный роман – «Обломов». Вы знаете слово «облом» и легко
догадаетесь, что жизнь главного героя не заладилась.
|
Мне кажется, что Достоевский все время пытался написать
«роман с продолжением». То есть очень увлекательный, «с тайной». Набор тайн
стандартный: 1) тайна рождения, 2) кто убил, 3) куда деньги деваются.
Желательно с юмором. Роман с продолжением – это произведение, которое
печатается отрывками в литературном журнале. Значит, надо сохранять интригу до
конца. Если роман увлечет читателей, то тиражи журнала растут. С юмором у
Достоевского получалось тяжеловато, а вот детективный сюжет он использует почти
всегда. Непредсказуемости произведению добавляет использование в сюжете
азартных игр. И, конечно, «роковая любовь» – куда ж без нее?
Чтобы держать читателя в
...
Читать дальше »
|
Если у Достоевского с юмором было не очень, то у Толстого
– очень не. Даже если какой‑нибудь герой Толстого и пытается пошутить, то
выходит это неуклюже и тяжеловесно. Да, не расположен был Толстой к юмору ни в
жизни, ни в книгах. Очень серьезно ко всему относился. Так он был устроен. Как
танк.
Если в романах Достоевского время сжато до нескольких
недель или месяцев, а действие сосредоточено в ограниченном пространстве и
представляет собой напряженные до предела диалоги, то проза Л. Толстого
охватывает огромные пространства и целые годы, а то и десятилетия. К такой
прозе подходят определения «эпический размах», «широкое дыхание». Но духовная
жизнь его люб
...
Читать дальше »
|
Своей дорогой шел в русской прозе Николай Лесков. Его
творчество настолько оригинально, что никак не укладывается в общее
направление, или, говоря современным языком, в литературный мейнстрим XIX века.
У Лескова все с вывертом, все не как у людей: и язык, и сюжеты, и герои. «Чему
учат произведения Лескова?» Тому, что все так и не так, как на самом деле.
Маленький рассказ «Левша» – одно из «школьных» произведений. Написанный
головокружительным языком, он повествует о тульских фабричных мастерах, которые
сумели подковать заводную танцующую блоху, сделанную английскими мастерами.
Утерли нос англичанам! Так‑то оно так, только блоха с тех пор не танцует:
подковы слишком тяжелые, и она лапки поднять не может. Утерли нос англичанам?
...
Читать дальше »
|
Чехов вывел русскую литературу из XIX века в XX. Дело
даже не в том, что Чехов писал в конце одного столетия и в начале другого. Он
сделал литературу другой, не такой, как прежде.
Литература XIX века была дворянской. «Главные» писатели,
классики, почти все были дворянами. И герои их произведений были дворянами.
Даже тургеневский Базаров, которого в учебниках называют демократом, и тот был
дворянином. И Онегин, и Гринев, и Печорин, и Болконский, и Обломов, и
Раскольников, и Мышкин… Дворянство, как вы знаете, было привилегированным
сословием, и дворянин мог позволить себе жить духовной жизнью, а не махать весь
день лопатой ради куска хлеба.
...
Читать дальше »
|
1. Подготовьте рассказ о том,
какие впечатления детских и отроческих лет способствовали формированию
«русского гения». Почему детство Пушкина многие знатоки его творчества считают
счастливым? Какие впечатления детских лет облегчали Пушкину возложенную на него
историей отечественной литературы задачу создания русского литературного
языка?
2. Анализируя стихи Пушкина,
посвящённые дню лицейских годовщин, дайте характеристику того духовного
братства, которое сложилось между лицеистами. Почему Пушкин называл союз
выпускников лицея «прекрасным»?
...
Читать дальше »
|
1. В чём сходство
и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова? Почему Белинский связывал с
творчеством Лермонтова начало новой, послепушкинской эпохи в русской литературе?
2.Подготовьте рассказ о детстве
Лермонтова. Какие впечатления детских лет способствовали его раннему
взрослению?
3. Расскажите об интеллектуальной
атмосфере, окружавшей Лермонтова в Московском Благородном пансионе. Какое
влияние оказала она на становлен
...
Читать дальше »
|
1.
Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения
Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные наблюдения,
продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное в
художественном мироощущении Тургенева»;
«Общественные взгляды
Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».
2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает
трагическую природу любви в прочитанных вами или изученных в прошлые годы
произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев
...
Читать дальше »
|
| |