Если у Достоевского с юмором было не очень, то у Толстого
– очень не. Даже если какой‑нибудь герой Толстого и пытается пошутить, то
выходит это неуклюже и тяжеловесно. Да, не расположен был Толстой к юмору ни в
жизни, ни в книгах. Очень серьезно ко всему относился. Так он был устроен. Как
танк.
Если в романах Достоевского время сжато до нескольких
недель или месяцев, а действие сосредоточено в ограниченном пространстве и
представляет собой напряженные до предела диалоги, то проза Л. Толстого
охватывает огромные пространства и целые годы, а то и десятилетия. К такой
прозе подходят определения «эпический размах», «широкое дыхание». Но духовная
жизнь его любимых героев так же глубока и выходит за пределы личного
существования. Главный мотив их жизни – поиск ответа на вопрос, как надо жить,
чтобы «жить хорошо». Инстинктивная тяга к хорошей, а не дурной жизни заставляет
их пройти путь падений и подъемов. Стремясь к личному счастью, они в конце
концов понимают, что оно невозможно лишь как счастье для себя.
В романе «Война и мир» изображен один из самых важных
этапов русской истории. Это начало XIX века, главным событием которого стала
Отечественная война 1812 года. Роман создавался спустя полвека после описанных
событий и может быть назван историческим. Но Толстого волнует не ход истории, а
путь духовных исканий героев. Роман строится на сопоставлении жизненных дорог
Андрея Болконского и Пьера Безухова. Оба осознают неправильность своей жизни, и
оба стремятся найти высший смысл существования. 1812 год становится для обоих
решающим.
Болконский погибает на Бородинском поле. Его прекрасная,
небесная душа так и не смогла преодолеть замкнутости одинокого, гордого
существования, брезгливого отношения к земной жизни с ее сором. Лишь в
последние мгновения он испытывает чувства освобождения и любви. Но эти чувства
приходят вместе со смертью.
Пьер Безухов тоже вступает в 1812 год в состоянии
глубочайшего кризиса. Он тоже близок к гибели, тоже проходит путь страданий. Но
в своем поиске смысла жизни он усваивает главный урок войны 1812 года: счастье
состоит в отказе от эгоистичного, замкнутого существования, оно – в единстве с
миром и народом, в самой жизни, а не в размышлении о жизни.
Прием сопоставления судеб Толстой применяет и в романе
«Анна Каренина». На первый взгляд, это роман более интимный. В нем изображается
не событие общенационального, мирового значения, как в «Войне и мире», а всего
лишь поиск героями семейного, личного счастья, счастья в любви. Оба главных
героя – и Анна Каренина, и Константин Левин – принадлежат к высшему,
аристократическому слою общества.
В жизнь Анны, уже замужней женщины, матери, входит любовь
к Алексею Вронскому. При ее искренности, правдивости лгать и притворяться
невыносимо. Пройдя все испытания, страдания, осуждение, она расходится с мужем
и соединяется с любимым человеком. Но счастье оказывается по‑прежнему
недостижимым, и потому так трагичен финал ее жизни.
Как и Анна, близок к самоубийству и Константин Левин. И
тоже тогда, когда, казалось бы, уже нет никаких препятствий: Левин женился на
любимой девушке, он занят любимым делом, появился ребенок. Причина кризиса та
же: того счастья, которого он ждал, нет. И снова Толстой показывает, что
счастье, ограниченное личным, частным существованием, невозможно в принципе,
оно неминуемо обернется трагедией, пусть даже семейной. Левин сумел найти свою
формулу если не счастья, то правды жизни: жить для других – значит жить для
Бога, жить для Бога – значит жить для себя.
Всю жизнь Толстой вел дневник. Он дотошно и придирчиво
анализировал себя, свой характер, поступки. И книги Толстого – тоже дневник.
Только в нем Толстой изображает не себя, а героев. Но каждый значимый персонаж
– это часть Толстого, какая‑то грань его души. Автопортрет Толстого
складывается из портретов его героев. Пьер Безухов – это Толстой в поисках
«себя хорошего», в борьбе «с собой дурным». Андрей Болконский – это Толстой с
его непомерным честолюбием, даже гордыней, желанием славы, с его брезгливостью
к житейской нечистоте. Наташа Ростова – это Толстой с его страстной, почти
звериной любовью к жизни и к живому, стремлением не упустить ни одно мгновение,
наполнить его радостью. Страстный охотник, силач, спортсмен, лошадник –
Толстого просто переполняет энергия жизни. Он испытывает физическую радость от
первых, лилово‑желтых цветов в лесу, от косьбы и запаха сена, от борзой охоты
на замерзшем лугу, от гибкости и красоты юного тела… Марья Болконская – это
Толстой с его поиском веры, чувством долга, честностью.
Ну, а сходство Константина Левин из «Анны Карениной» с
Толстым даже не обсуждается.
И Толстой, и Достоевский, несмотря на всю разницу своих
убеждений и литературных индивидуальностей, вырабатывают общий для русской
литературы нравственный закон: невозможно быть счастливым одному, когда рядом
страдает другой. |