Конечно, романтизм не пришел на место классицизма или
сентиментализма, как солдат на место выбывшего из строя. На самом деле «чистых»
литературных направлений не бывает. Вот и романтизм «вступал в реакцию» с
классицизмом и сентиментализмом, а позже с реализмом. И классицизм, и
сентиментализм прекрасно выживали в эпоху романтизма. Дело, в конце концов, не
в литературных направлениях, а в литературном таланте.
Одно из самых ярких произведений этого времени – комедия
Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Комедия странная, как и ее
герой – Александр Андреевич Чацкий. Она построена по всем правилам классицизм,
герои говорят языком, который и в те времена уже казался устаревшим.
Но в основе ее – романтический конфликт человека и
общества. С одной стороны – Чацкий, с другой – все остальные. Напомню сюжет.
Чацкий утром приезжает в Москву из какого‑то непонятного трехлетнего
путешествия. Приезжает в дом уважаемого в Москве чиновника и барина Фамусова,
который, между прочим, воспитал сироту Чацкого в своем доме. Но приезжает
Чацкий не спасибо сказать, а повидаться с 17‑летней дочерью Фамусова. Почему‑то
он считает, что она влюблена в него и ждет его, ночи не спит. Не спит она,
однако, по другой причине. Девочка стала девушкой и полюбила другого. Умный
Чацкий никак этого понять не может и не хочет. «Об себе задумал он высоко», то
есть полагает, что никто здесь ему и в подметки не годится. Софья ему о своей
любви прямо ничего не говорит, и Чацкий начинает раздражаться. К тому же у
Фамусова в этот день бал, и дом наполняется гостями. Невольно общаясь с ними,
Чацкий злится и в раздражении произносит длинные и скучные монологи. Говорит он
в общем‑то вполне разумные, правильные вещи:
«служить бы рад – прислуживаться тошно»;«и дым отечества
нам сладок и приятен»;«нынче любят бессловесных »;«дома новы, но
предрассудки стары» (действие происходит в Москве, только что отстроенной после
пожара 1812 года);«где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять
за образцы?»«чины людьми даются, а люди могут обмануться»;«воскреснем ли когда
от чужевластья мод?» и т. д.
Но зачем он это говорит – непонятно. Проповедник из него
никакой. А главное – кому? Гости Фамусова – люди другого мира, для них ум – от
слова «умение», это умение приспособиться к правилам жизни, какими бы нелепыми
они ни были. Чацкий считает, что время таких людей и такого понимания жизни
прошло. Как он ошибся!
В конце концов все успокаиваются, найдя простое
объяснение странным речам заезжего гостя: а Чацкий‑то – того! В конце комедии
Чацкий открывает страшную тайну о Софьином возлюбленном, произносит еще один
монолог на тему «Да пошли вы все!» и уезжает навсегда. То есть, как заметил
Пушкин, вроде умный человек Чацкий, а ведет себя…
Мудрый, скептичный, ядовитый, несчастный (почему –
узнаете) Грибоедов любит своего героя, он думает так же, как Чацкий, – и
смеется над ним. Кто такой Чацкий? Нигде не служит и не хочет, хоть и «с
министрами знаком». Получил в наследство имение, но заниматься хозяйством ему
тошно. К чему он призывает, ради какой великой цели? Можно только гадать или
догадываться. Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, сказал, что Чацкий считается
умным, а ведет себя неумно. Он пытается убедить тех, кого убедить невозможно.
Даже очень умным лбом стену не прошибешь. Финал комедии печален: от этой стенки
Чацкий отлетает как мячик. Урок он усвоил и больше не вернется. Наивный
мальчик, он‑то думал, что жизнь можно подчинить здравому смыслу, простым и
понятным законам добра и справедливости… Ага, сейчас. Это Россия, детка!
Итак, сталкиваются разные представления об «уме». Для
Чацкого ум – это прежде всего свобода от предрассудков и условностей,
способность ясно и трезво взглянуть на то, что другим кажется бесспорным. Для
остальных персонажей ум – это умение принять условия игры, умение промолчать,
подлизаться к сильным мира сего, найти свою выгоду, сделать карьеру. Ум Чацкого
– свобода, ум его врагов – хитрость. Чацкий одинок, как всегда бывает одинок
романтический герой, и его мысли и поступки кажутся окружающим безумными, а он
сам – сумасшедшим. Романтический герой обречен на непонимание, насмешки или
злобу окружающих.
Но спор «умов» – это внешнее. За ним стоит конфликт
посерьезнее. Это конфликт поколений, «отцов» и «детей». И дело не в том, что
Чацкий молод. Можно быть молодым по годам и стариком в душе.
Чацкий – объявлен сумасшедшим, как Дон Кихот. Он
терзается сомнениями, как Гамлет. Он «лишний человек», как Онегин. Он вызывающе
экстравагантен, как Печорин, и одинок, как Лермонтов. Он презирает «век
минувший» и «отцов», как Базаров. Вот что значит для русской литературы неумный
умник Чацкий.
И что интересно: романтическая драма «Горе от ума»
написана по законам классицизма. |